О полномочиях депутата
Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это норма Конституции. Государственная Дума — представительный и законодательный орган власти нашей страны. Каждый, кто избрался в Государственную Думу, становится представителем народа во власти. Властными полномочиями его наделяют граждане нашей страны, независимо от того, от какой партии выдвигается депутат. Поэтому он должен их эффективно реализовывать в интересах людей, а не находиться в оппозиции к исполнению своих обязанностей, которые он взял на себя, избравшись депутатом.
Депутат выдвигается от партии, она может быть оппозиционной. Но как только граждане его избирают, он становится членом коллегиального органа власти, носителем полномочий, которые он обязан реализовывать. Депутаты обладают равным статусом, одинаковыми правами и обязанностями независимо от партийной принадлежности.
У каждого депутата один голос. Как уже сказал, каждый парламентарий, вне зависимости от партийного билета, наделен одинаковыми властными полномочиями. По закону о статусе депутата Государственной Думы все они могут участвовать в работе пленарных заседаний, комитетов, комиссий, в парламентских слушаниях. Наделены правом вносить законопроекты и поправки к ним, направлять депутатские запросы, обращаться с вопросами к членам Правительства, приглашенным на заседания, участвовать в утверждении министров, вице-премьеров, Председателя Правительства. Это права и обязанности депутата.
При этом у всех заработная плата одинаковая, равная заработной плате федерального министра, и такое же социальное обеспечение.
О парламентском большинстве
Напомню вам, в истории современной России в Государственной Думе не всегда удавалось сформировать представительство партии большинства. Были коалиции, позволяющие принимать решение большинством голосов, создавались временные альянсы для принятия отдельно взятых законов. Сегодня большинство у партии «Единая Россия». Это выбор наших граждан. Но представители оппозиционных фракций обладают возможностями влиять на принятие решений: они входят в состав Совета Государственной Думы, занимают руководящие должности (Первый заместитель и заместители Председателя ГД), руководят половиной комитетов, их представители являются первыми заместителями и заместителями Председателей комитетов.
Инициатором такого подхода к структуре Государственной Думы и выстраиванию баланса был Президент. Исходя из наработанного опыта, возможно, правильно будет в будущем закрепить этот принцип законодательно. Это необходимо для того, чтобы представители всех парламентских партий, за которые голосуют граждане, могли участвовать в обсуждении и принятии решений. Кстати, в прошлой Думе ровно половина из принятых депутатских законов (404 из 808) были инициативами от оппозиционных фракций или внесены совместно с «Единой Россией».
О верховенстве закона и международном опыте
Все подчиняются законам Российской Федерации: и граждане, и власть, и оппозиция, и парламентское большинство, и парламентское меньшинство.
Если вы посмотрите международный опыт, то увидите, что для политических партий там существуют определенные правила. Например, в Основном законе ФРГ установлено, что «партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя либо устранить его или поставить под угрозу существование ФРГ, неконституционны». Они лишаются государственного финансирования. Кроме того, немецкая Конституция запрещает «объединения, цели или деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов».
Если говорить об оппозиции, то требования к ее работе закреплены в ряде документов международных организаций. В частности, ПАСЕ в резолюции 1547 (2007 год) призывает оппозиционные партии и их членов «не просто требовать себе права и средства, но и проявлять ответственность и готовность использовать их, прилагая все усилия для повышения эффективности парламента в целом, не ограничиваться явно недостаточной ролью критиков».
В докладе Венецианской комиссии «О роли оппозиции в демократическом парламенте» закреплена идея об общей моральной и политической обязанности всех партий, представленных в парламенте, вносить «конструктивный и лояльный вклад в политические процессы».
Вот как. За этими решениями стоит более чем столетний опыт формирования культуры отношений между партиями большинства и оппозиции. Мы же считаем себя частью Европы, входим в Совет Европы, участвуем в Парламентской ассамблее Совета Европы. Поэтому должны анализировать и учитывать этот международный опыт.
Об оппозиции и персональной ответственности депутатов
Оппозиция по определению должна быть конструктивной. Только в этом случае она будет участвовать в повестке развития страны. В то время как деструктивные политические силы ориентированы на прямо противоположное — на подрыв основ государственности, усиление влияния зарубежных стран, рост напряженности внутри общества. Если посмотреть на законодательство стран, обладающих реальным суверенитетом, а их немного — менее 10, то увидите, что там сделано все, чтобы не допустить деструктивные силы в политику. Поэтому все партии, невзирая на их количество, в этих странах национально ориентированы.
От какой бы партии ни был избран депутат, он должен помнить, что несет персональную ответственность перед своими избирателями. Должен понимать, что представляет парламент своей страны. Быть в оппозиции к полномочиям, которыми его наделил народ, не может. Это особенно важно с учетом новых полномочий, которые Государственная Дума получила после принятия поправок в Конституцию — право формировать Правительство. Если ранее депутаты могли заслушивать Правительство, принимать бюджет и многие другие решения, но при этом перекладывать ответственность за промахи на правительство, то сейчас ситуация другая. Депутаты Государственной Думы несут ответственность перед своими избирателями за Правительство. Это ко многому обязывает.