В Государственную Думу внесен проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Его авторами стали Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников
Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
и сенатор Андрей Клишас.
Законопроект подготовлен в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации публичной власти в субъектах Российской Федерации.
Так, в соответствии с Конституцией, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного
решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории
(ч. 3 ст. 132). Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной
власти (ч. 2 ст. 80).
Павел Крашенинников отметил, что «принцип единства системы публичной власти был закреплен в Конституции впервые». По словам парламентария, в дальнейшем также потребуются изменения в законодательство о местном самоуправлении.
Законопроектом совершенствуются
механизмы организации и взаимодействия
органов публичной власти, действующих на территории субъектов РФ (федеральных, региональных, муниципальных). Продолжает выстраиваться
модель единой системы публичной власти — на территории каждого региона.
Закрепляются принципы деятельности указанных органов. В частности, обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; верховенство Конституции РФ; согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на всех уровнях — на федеральном, региональном и муниципальном; разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти и гарантии финансового обеспечения разграничения полномочий; признание и гарантированность местного самоуправления.
Определяются основы участия органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте РФ, в решении задач местного самоуправления.
Указывается, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный орган субъекта, высшее должностное лицо субъекта, высший исполнительный орган субъекта, иные органы государственной власти субъекта, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
На основе принципа единства системы публичной власти закрепляется, что федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также жилищного, строительного надзора (в порядке и случаях, установленных федеральным законом).
Корректируется система региональных органов власти и совершенствуется их взаимодействие.
Закрепляется, что наименованием должности высшего должностного лица является «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ. Указывается, что глава субъекта РФ осуществляет руководство исполнительной властью в регионе, определяет систему и структуру региональных исполнительных органов.
В целях обеспечения стабильности системы публичной власти срок полномочий главы региона и законодательного органа субъекта РФ устанавливается 5 лет (сейчас срок их полномочий определяется регионом, но не может превышать 5 лет).
Законопроектом предусмотрено, что все региональные депутаты замещают государственные должности субъекта РФ — независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. По аналогии с депутатами Государственной Думы и муниципальными депутатами предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте.
В целях унификации законодательной процедуры вводится специальная статья о порядке внесения регионами законопроектов в Государственную Думу.
В целях оптимизации законодательного процесса законопроектом также предлагается уменьшить срок рассылки ГД в регионы проектов федеральных законов по предметам совместного ведения. Так, предлагается установить срок рассылки законопроектов до первого чтения продолжительностью 15 дней (сейчас он составляет 30 дней).
Для региональных законов, в свою очередь, предлагается установить общее правило, что законы субъекта РФ вступают в силу по истечении 10-ти дней после дня их официального опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления их в силу.
Кроме того, законопроектом предусмотрены нормы, направленные на повышение эффективности деятельности уровней публичной власти. Предусмотрена возможность дистанционного взаимодействия органов публичной власти, дистанционного участия в заседаниях законодательного органа субъекта.
Закреплено, что органы публичной власти региона обеспечивают доступ населения к информации о своей деятельности.
Павел Крашенинников отметил, что положения законопроекта базируются на конституционных основах единства публичной власти в Российской Федерации и направлены на создание условий для комплексного, устойчивого социально-экономического развития страны и каждого ее субъекта в отдельности — в интересах граждан, общества и государства.
Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 июня 2022 года. Отдельные главы (в том числе, общие положения, нормы о сроке рассылки законопроектов и о государственном контроле) вступают в силу со дня официального опубликования закона. Главы 7 и 8, регулирующие полномочия субъектов РФ и определяющие экономическую основу их деятельности, вступают в силу с 1 января 2023 года.