Кто такие иноагенты
Это понятие появилось в законодательстве в 2012 году, изменения были внесены в Закон «О некоммерческих организациях». В соответствии с ними иностранным агентом может быть признана некоммерческая организация, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или имущество от иностранных организаций или граждан.
Смотрите также
Согласно закону, финансируемые из‑за рубежа политические некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Минюсте России в качестве «иностранных агентов». Позже Министерство юстиции получило право самостоятельно включать некоммерческие организации в реестр «иностранных агентов». Однако предусматривается, что решение о включении НКО в реестр «иностранных агентов» может быть обжаловано в суде.
При этом в действующем законодательстве оговаривается, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного, животного мира. А также благотворительная деятельность.
А отдельный гражданин может считаться иноагентом?
Да, позднее законодательство было усовершенствовано, и в случае, если физическое лицо в интересах иностранного СМИ-иноагента создает и распространяет для широкого круга лиц текстовые, аудио- и видеоматериалы, получая при этом поддержку из‑за рубежа, оно может быть признано иноагентом. При этом поддержка может быть финансовой, материальной или организационно-методической.
Такие граждане обязаны подать уведомление о включении их в перечень иностранных агентов, а затем раз в полгода предоставлять отчет о своей деятельности и о тратах зарубежных средств.
Физлица, выполняющие функции иноагентов, до прекращения своей деятельности
как иностранный агент не смогут занимать должности на государственной
и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной
тайне.
Помимо этого, иноагентами могут быть объявлены общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридических лиц и получающих при этом иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности.
Обязанности иноагентов
И НКО, и физлица должны отчитываться о своей деятельности.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, ежегодно представляют в Минюст аудиторское заключение и отчет о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов, а также ежеквартально — документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Кроме того, НКО-иноагенты обязаны раз в полгода публиковать в интернете отчеты о своей деятельности.
По аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иноагента, установлен уведомительный порядок учета общественных объединений. На них возлагается обязанность ежеквартально информировать уполномоченный орган об объеме и целях получаемого иностранного финансирования и его фактическом расходовании.
Кроме того, иноагенты должны сопровождать публикуемые материалы, в том числе в СМИ, c указанием на то, что они произведены иноагентом. При этом требование не затрагивает блогеров и иных пользователей социальных сетей.
Ответственность иноагентов
Распространение в СМИ или интернете информации об НКО-иноагентах или физлицах-иноагентах без указания, что данная организация или гражданин включены в соответствующий реестр, наказывается штрафами:
- 2–2,5 тыс. руб. с конфискацией предмета правонарушения либо без таковой — для граждан;
- 4–5 тыс. руб. с конфискацией либо без — для должностных лиц;
- 40–50 тыс. руб. также с конфискацией либо без нее — для юрлиц.
Нарушение общественным объединением, получающим финансирование на осуществление политической деятельности из‑за рубежа и не зарегистрированным как юрлицо, порядка предоставления сведений о своей деятельности получит предупреждение или штраф:
- для граждан — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
- для должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
В свою очередь, физическое лицо – иноагент за аналогичное нарушение может отделаться предупреждением либо заплатить штраф от 30 до 50 тыс. руб.
Неуказание физлицом – иноагентом своего статуса карается штрафом от 10 до 30 тыс. руб.
Производство общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, различных материалов и их распространение без соответствующей маркировки влечет штраф:
- для граждан – от 50 до 100 тыс. руб.;
- для должностных лиц – от 100 до 300 тыс. руб.
В свою очередь, для отдельных членов такого объединения, не указавшего маркировки, что материалы произведены иноагентом, штраф составит 5 тыс. руб.
Штрафы для НКО-иноагентов за распространение материалов без маркировки составят до 500 тыс. руб. для юридических лиц.
Уголовная ответственность
За злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр НКО-иноагентов, предлагается наказывать штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Аналогичные наказания предлагается установить за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ-иноагента или учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иноагента.
За неподачу заявления о включении в список иноагентов или непредоставление отчетов о деятельности, в случае если ранее уже применялась административная ответственность, лица могут быть приговорены к аналогичному штрафу и обязательным, а также к принудительным работам на срок до пяти лет либо лишению свободы на тот же срок.