На пленарном заседании в четверг, 22 апреля, с докладом о деятельности Уполномоченного по правам человека за 2020 год выступила Татьяна Москалькова. В своем выступлении она указала, что появляются новые вызовы и угрозы правам человека, люди становятся более требовательны к защите и соблюдению своих прав.
Уполномоченный по правам человека выдвинула несколько предложений. В частности, считает она, необходимо расширить доступность Уполномоченного для людей. Для этого предлагается организовать приемную граждан по ВКС, обеспечить возможность подавать обращения и жалобы к Уполномоченному через портал Госуслуг, создать общественные приемные в федеральных округах и сформировать единый цифровой контур, в рамках которого предусмотреть личные кабинеты граждан. Она также выступила за укрепление взаимодействия с институтами гражданского общества и расширение общественного контроля за соблюдением прав человека.
Татьяна Москалькова в своем докладе отметила влияние пандемии на количество обращений к Уполномоченному. Так, люди жаловались на сложности «в возврате на Родину из‑за рубежа, понуждению к выходу на работу или принудительный отпуск за свой счет, трудности в оформлении статуса безработных, сложности при дистанционном обучении, нехватку лекарственных средств и многое другое».
На горячую линию омбудсмена поступило более 10 тыс. обращений. Их удалось решить благодаря конструктивному взаимодействию с органами госвласти и действующим оперативным штабом.
Кроме того, поступали жалобы на медленное обеспечение социальным жильем, невыплату зарплат при банкротстве предприятий, невыплату алиментов, экологию и т. д.
Государственная Дума признала положительной практику деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ, в том числе на международном уровне, и констатировала, что в России в целом выстроена государственная система защиты прав человека.
Предложения, содержащиеся в докладе о деятельности Уполномоченного по совершенствованию федерального законодательства, в дальнейшем рассмотрят комитеты ГД.