Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел законопроект о налогообложении криптовалют и высказал замечания.
Законопроектом предлагается установить право и обязанность физических и юридических лиц сообщать в налоговые органы о цифровой валюте – об обороте средств и остатке, в случае, если сумма поступлений либо списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тысячам рублей. Вводится обязанность таких лиц уплачивать налоги, а также ответственность за неуведомление налоговых органов и неуплату налогов. При этом налоговые органы получат законодательное основание для удовлетворения взысканий в принудительном порядке (будут вправе истребовать у банков выписки по счетам, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой, если имеются признаки, указывающие на возможное нарушение).
Законопроект для целей налогообложения предлагает признать цифровую валюту имуществом. То есть предлагается приравнять налогообложение цифровой валюты к налогообложению имущества.
Председатель Комитета Павел Крашенинников
Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
заявил, что внесение изменений
в российское законодательство (не только налоговое) необходимо в целях
урегулирования последствий распространения цифровой валюты и расширения числа
экономических субъектов, использующих ее для различных целей. Однако в Гражданском кодексе РФ понятия «цифровой валюты» нет. А цифровые права
определяются как названные в таком качестве в законе обязательственные и иные
права.
При этом, как указано в статье 3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Тем не менее в принятом ранее законе о цифровых финансовых активах (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») цифровая валюта рассматривается как вид платежного средства, ограниченный в использовании. То есть признается факт наличия цифровых валют как особых объектов, а также их способность использоваться как средство платежа, а не просто «имущество», при этом запрещено предлагать их к оплате. Таким образом, цифровая валюта прямо цифровым правом не названа, в ГК РФ такого объекта, как цифровая валюта, нет, отнесение цифровой валюты просто к имуществу создает большую правовую неопределенность.
Использование понятия «цифровые валюты» в налоговом законодательстве создаст неопределенность налогового режима для огромного количества российских субъектов экономической деятельности и проблемы в правоприменительной практике. «При этом кредиторы по гражданско-правовым обязательствам будут находиться в худшем положении, чем налоговые органы, что нарушает принцип равенства всех перед законом», — подчеркнул Павел Крашенинников.
В связи с этим установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к категории «цифровая валюта», определения их соотношения с категориями «цифровых прав», «денег», закрепленных в ГК РФ, а также установления четкого режима их использования. «Для этого необходимо предварительное включение в Гражданский кодекс понятия цифровой валюты (даже при условии ограничения ее гражданского оборота) и одновременное исправление этого понятия в законе о цифровых финансовых активах», — заявил Павел Крашенинников.
Кроме того, требуют уточнения и предлагаемые законопроектом нормы о полномочиях налоговых органов запрашивать у банков выписки по счетам, которые использовались для проведения операций с цифровой валютой. Основания для направления такого запроса сформулированы в законопроекте крайне широко. Фактически налоговому органу предоставляется возможность направления запроса по упрощенной процедуре, а банки будут вынуждены в ответ предоставлять сведения по всем счетам и вкладам физических лиц.