В Государственной Думе состоялось расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи на тему «Новые подходы к развитию социальной рекламы в интернете», в ходе которого обсудили роль общественно значимых проектов и значение соцрекламы для их продвижения. По итогу заседания принято решение о разработке законопроекта, регламентирующего социальную рекламу в интернете.
Участники заседания отметили, что социальные проекты выполняют важную функцию в обществе, развивая эмпатию, сострадание, помогают самоопределению каждого человека. Их значение особенно выросло во время пандемии коронавируса. Важный пример — акция взаимопомощи #мывместе. Она была запущена в марте 2020 года, тогда же стартовала информационная кампания по вовлечению добровольцев, бизнеса и НКО. Благодаря широкому освещению со стороны медиа, уже удалось адресно помочь 4 млн россиян, а также собрать свыше 1,7 млрд рублей пожертвований.
«Сегодня
существует высокий общественный запрос на социальную активность. Результаты исследований говорят о том, что по итогам прошлого года две трети граждан (67%) принимали участие как минимум в одном виде благотворительной деятельности (показатель 2018 года — 61%). Доля
россиян, которые отмечают, что занимались волонтерством, составила 22% (годом
ранее таких респондентов было 17%). Большую вовлеченность демонстрируют молодые
люди в возрастной группе 18–24 лет — 42% респондентов отметили, что занимались
волонтерством в течение предшествующего года. Пандемия только усилила существовавший ранее социальный
запрос», — сказал Председатель Комитета Александр Хинштейн
Хинштейн
Александр Евсеевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 158 (Самарский - Самарская область)
.
Отношение общества к социальной активности в большой степени формируется за счет медиа. При этом социально-ориентированные организации не всегда могут конкурировать с коммерческим сектором в размерах бюджета на закупку рекламных площадей, эфирного времени или баннеров на интернет-порталах. Кроме того, если реклама коммерческих брендов непосредственно влияет на их прибыль, у социальной рекламы другая миссия. В общемировой практике под социальной подразумевается реклама, служащая на благо обществу. Задача социальной рекламы — привлечь внимание к решению той или иной социально значимой проблеме, и стимулировать изменение в поведении общества или в отношении к данному вопросу.
Очевидно, что условия размещения социальной рекламы не могут быть такими же, как коммерческой. С этим согласны и ключевые участники индустрии. В сентябре текущего года Mail.ru Group, Rambler Group, «Яндекс», а также «Институт развития интернета» и Общественная палата РФ подписали меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в целях создания и продвижения социальной рекламы в интернете.
С 2006 года в ст. 10 Закона «О рекламе» закреплено понятие «социальная реклама», для рекламораспространителей установлена квота до 5% от годового объема подобного рода рекламы. Сегодня, когда аудитория Рунета превышает 90 млн человек, невозможно не учитывать его роль в коммуникации с гражданами, его долю в общем информационном пространстве. Назрела необходимость устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в Сети.
«По итогу заседания Комитет начнет работу над законопроектом, регулирующим распространение социальной рекламы в интернете. Мы живем в изменившейся реальности, которая заставляет нас совершенствовать существующее законодательство, адаптировать его к современным реалиям, — отметил Александр Хинштейн. — Государство должно создавать условия для развития и поддержки социальных проектов. Поэтому важно законодательно закрепить подходы к социальной рекламе в интернете. При этом наши предложения должны быть направлены на создание равных и зеркальных условий для всех сторон, которые действуют в этой сфере».
Представители интернет-компаний заявили о поддержке подобного решения и готовности к сотрудничеству и совместной работе со всеми заинтересованными сторонами. С точки зрения бизнес-сообщества, законопроект должен установить общие, понятные и прозрачные, равноприменимые ко всем площадкам правила, критерии и требования работы с соцрекламой.