Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации».
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников
Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что работа над поправками к закону велась на протяжении восьми лет.
«В первом чтении проект был принят в 2012 году и являлся частью масштабного законопроекта, направленного на развитие и модернизацию Гражданского кодекса, его приближению к соответствующим международным нормам и введению дополнительных способов защиты прав и законных интересов граждан. Ввиду масштабности изменений, предлагаемых проектом, отдельные его положения в дальнейшем рассматривались Государственной Думой в качестве самостоятельных законопроектов. Большинство из них в настоящее время приняты и действуют», — напомнил Павел Крашенинников.
До настоящего времени прямо не урегулирован вопрос о приоритете закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по государственным и муниципальным контрактам, за Российской Федерацией и другими публично-правовыми образованиями. Это приводит к тому, что закрепленные за РФ права не всегда используются надлежащим образом.
Рассмотренный сегодня закон направлен на обеспечение правового режима объектов, создаваемых в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в том числе по государственным и муниципальным контрактам.
«Особое внимание при этом уделяется правовому режиму результатов интеллектуальной деятельности (РИД), непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, — сообщил Павел Крашенинников. — Длительная и кропотливая работа над поправками обусловлена высокой значимостью предлагаемых изменений и сопровождалась многократными обсуждениями с представителями Роспатента, Минобороны России, Роскосмоса, ФСО России, Службы внешней разведки, Росгвардии, Верховного Суда РФ, Росатома, Ростеха».
В основу закона положена модель, согласно которой для результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения по общему правилу исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения НИОКР, принадлежат исполнителю государственного контракта за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В то время как для РИД, непосредственно связанных с обороной и безопасностью, исключительные права по общему правилу принадлежат Российской Федерации в лице силовых ведомств. При этом в случаях и порядке, определенных Президентом Российской Федерации, права могут закрепляться сразу за исполнителем.
Значительная часть изменений направлена на повышение практического использования результатов интеллектуальной деятельности и заинтересованности их разработчиков. Законом установлено, что если работодатель, получивший патент на служебное изобретение или другой объект патентного права, решит прекратить его действие досрочно, например в связи с его неиспользованием, то он должен об этом уведомить автора-работника, который создал такой объект. Если работник заинтересован в этом изобретении, то он может потребовать безвозмездной передачи патента ему, а если работодатель откажется по каким‑либо причинам, то работник вправе «заставить» работодателя сделать это через суд.
Предусматривается передача правообладателем исключительного права на объекты патентного права авторам этих объектов по их требованию, если правообладатель не начнет их использование.
В случае отказа правообладателя от заключения договора о безвозмездном отчуждении автору исключительного права, автор вправе защитить свои права в суде. В этом случае, если правообладатель не докажет, что неиспользование им результата интеллектуальной деятельности обусловлено уважительными причинами, суд принимает решение о принудительном заключении такого договора.
При этом для обеспечения баланса интересов государства и авторов предусматривается норма, устанавливающая, что по требованию госзаказчика автор обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование результата интеллектуальной деятельности для государственных нужд.
Кроме того, из ГК РФ исключается спорная глава 77 о единых технологиях, вызывавшая острые дискуссии в ведомствах и противоречивую судебную практику, подчеркнул глава Комитета по государственному строительству и законодательству.
Новые положения вступят в силу с 1 января 2022 года.
«Таким образом, закон устанавливает единую модель приоритетного закрепления за исполнителем исключительного права на созданные в рамках государственного контракта результаты интеллектуальной деятельности, побуждая исполнителей создавать такие результаты, выявлять их и закреплять за собой, увеличивать количество нематериальных активов и способствовать развитию рынка интеллектуальных прав», – заявил Павел Крашенинников.