Авторы инициативы отмечают, что сейчас в российском законодательстве нет положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к ее участникам.
«Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя», — указывается в пояснительной записке к документу.
Чтобы исправить ситуацию, предлагается закрепить в ФЗ об образовании понятие просветительской деятельности, «под которой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». При этом документом устанавливается полномочие Правительства РФ по определению порядка и условий ведения просветительской деятельности, форм контроля за ней.
Также законопроектом предусматривается запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.
Чтобы не допустить негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс, предлагается наделить федеральные органы госвласти, уполномоченные в сфере образования, полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений.
Принятие законопроекта, считают авторы, позволит не только противодействовать
распространению противоправной информации и антироссийской
пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно
реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных
организаций по распространению среди различных слоев населения
достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных
социально значимых сведений, что способствовало бы созданию
дополнительных условий для развития культуры человека, социализации
личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.