Комитет поддержал поправки о порядке изъятия ребенка при непосредственной угрозе его жизни

Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять законопроект в первом чтении
Заседание Комитета по государственному строительству и законодательству

Один из авторов инициативы Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников Крашенинников Павел Владимирович Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сообщил, что законопроект разработан в целях реализации обновленных положений Конституции, в соответствии с которыми дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. При этом государство должно обеспечивать приоритет семейного воспитания, защиту семьи и детства и может вмешиваться в эту сферу лишь в исключительных случаях, когда происходит нарушение закона, насилие или иная угроза жизни ребенка.

Избавиться от непрозрачности

Законопроект направлен на решение проблем, вызванных непрозрачностью существующего механизма отобрания детей из семей в случае угрозы жизни и здоровью ребенка. 

«В настоящее время очень много примеров, когда существующий порядок изъятия детей приводит к трагедиям и вредит их интересам. Необходимо упорядочить этот процесс и исключить злоупотребления. Предлагаемый законопроект позволит обеспечить справедливость и повысить прозрачность и объективность при рассмотрении таких дел», — заявил Павел Крашенинников.

Сейчас в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (или других лиц, на попечении которых он находится). Как показывает практика, такой порядок не гарантирует отсутствие злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства, а нередко и вовсе граничит с произволом. В качестве оснований для изъятия детей органы опеки зачастую указывают нехватку игрушек у ребенка, громкий плач малыша, ненадлежащее состояние или отсутствие отдельной комнаты у ребенка, отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания, наличие синяков на теле ребенка, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой. При этом процесс изъятия происходит без видеофиксации, без присутствия адвокатов, представителей общественности, психологов и т. д.

«Законопроектом предлагается передать вопрос отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью — из компетенции органов опеки и попечительства в компетенцию суда. Решать судьбу человека должен суд», — подчеркнул Павел Крашенинников.

В связи с этим предлагается внести изменения в ст. 77 Семейного кодекса, в Федеральный закон «О полиции», а также дополнить Гражданский процессуальный кодекс новой главой 381 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».

Подробности

Согласно законопроекту отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью должно производиться на основании решения районного суда, выносимого в порядке особого производства.

Судебное заседание будет проходить с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства, прокурора, а также родителей (или иных лиц, на попечении которых находится ребенок), государственного защитника, а в необходимых случаях и других заинтересованных лиц (например, психолога) и самого ребенка, если его участие возможно.

В суде должны быть всесторонне исследованы и изучены доказательства явной угрозы жизни или здоровью ребенка. То есть реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда физическому или психическому здоровью ребенка в результате действий или бездействия родителей (или иных лиц, на попечении которых находится ребенок). Степень опасности должна определяться судом в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств его проживания.

Суд сможет принять взвешенное решение о возможности или невозможности дальнейшего нахождения ребенка в месте проживания, обеспечив соблюдение прав ребенка и интересов семьи (при этом лишение или ограничение родительских прав – это другой вопрос, который рассматривается в отдельном судебном процессе).

«Предлагается исходить прежде всего из интересов семьи, приоритета родительского воспитания при соблюдении прав детей. Вносимые изменения направлены на создание условий для максимально эффективной защиты прав и интересов ребенка, на защиту его права воспитываться в своей семье», — сказал Павел Крашенинников.

При этом в особых ситуациях в качестве меры немедленного реагирования сохраняется административный порядок изъятия ребенка — когда промедление может привести к его неминуемой гибели. Законопроектом предусматривается, что в такой ситуации орган опеки и попечительства с обязательным участием прокурора и органа внутренних дел сможет произвести отобрание ребенка, составив акт с указанием всех обстоятельств. Таким образом, административная процедура будет возможна только в случае чрезвычайных обстоятельств и станет коллегиальной. Действия органа опеки и попечительства при этом могут быть оспорены родителями (или иными лицами, на попечении которых находился ребенок) в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Павел Крашенинников обратил внимание, что предлагаемый механизм — это не что‑то принципиально новое. Подобная практика существовала в советское время. Это проверенная временем практика, от которой отказались после введения современной опеки.

В частности, семейным законодательством СССР (Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г., Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.) была установлена судебная процедура отобрания детей, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка, орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленном отобрании ребенка, уведомив прокурора и обратившись впоследствии в недельный срок в суд с иском о лишении родительских прав.

Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога. Прокурор при этом лишь уведомляется, но не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.

«Принятие закона позволит нивелировать возможность произвольного вмешательства органов опеки и попечительства в дела семьи, которое создает риск серьезного нарушения прав и интересов как родителей (законных представителей), так и самих детей, допуская их разлучение и невосполнимую утрату их личного общения», — заявил Павел Крашенинников.

Доработка

Павел Крашенинников сообщил, что во втором чтении необходимо предусмотреть, с учетом мнения экспертного сообщества, дополнительные гарантии защиты прав ребенка и его родителей при отобрании как в судебном порядке, так и в административном. В частности, предлагается увеличить время рассмотрения судом вопроса об отобрании ребенка; предусмотреть участие в процессе адвоката, психолога, учет мнения ребенка; ввести обязательную видеозапись процедуры отобрания при непосредственной угрозе жизни ребенка и др.