Президент внес законопроекты в целях реализации положений Конституции

В ГД внесена новая редакция закона о порядке формирования Совета Федерации, а также поправки в Закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ"
документы нейтральное закон

Сегодня в Государственную Думу Президентом внесены законопроекты в целях реализации положений Конституции.

Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников Крашенинников Павел Владимирович Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сообщил, что «законопроекты подготовлены в целях приведения федерального законодательства в соответствие с изменениями, внесенными в Конституцию».

Разработана новая редакция закона о порядке формирования Совета Федерации, а также поправки в Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ».

Проект нового закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает следующие новеллы:

1) В соответствии со ст. 95 Конституции указывается, что Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:

— по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ – на срок полномочий соответствующего органа;

— Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно;

— не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Уточняется, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, приобретает статус сенатора с момента подачи в Совет Федерации заявления с приложением необходимых документов. Заявление может быть подано однократно в течение трех месяцев со дня прекращения исполнения полномочий Президента. При этом Президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу.

Указывается, что сенаторы – представители РФ назначаются указом Президента на шесть лет либо пожизненно (не более семи сенаторов). Назначение сенаторов является правом, но не обязанностью Президента, и может осуществляться по его усмотрению в любое время.

Предусматриваются следующие требования к кандидатам в сенаторы Российской Федерации: Сенатором РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Согласно Конституции указывается, что представителями РФ, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

2) Дополняются исключения из ценза оседлости (срок обязательного проживания в регионе) для кандидатов в сенаторы – представителей субъектов РФ. Согласно цензу оседлости кандидатом в сенаторы — представители региона может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории данного субъекта РФ в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению.

В настоящее время такое требование не распространяется на лиц, имеющих воинские звания высшего офицера, специальное звание высшего начальствующего состава или соответствующий им классный чин. Законопроектом предусматривается аналогичное исключение из ценза оседлости для федеральных государственных гражданских служащих, имеющих классный чин, соответствующий воинскому званию генерал-полковника, адмирала, генерала армии, адмирала флота (например, классный чин действительного государственного советника РФ 1 класса). Кроме того, указывается, что ценз оседлости не применяется к лицам, проходившим в течение пяти лет на территории субъекта РФ службу в войсках национальной гвардии РФ (в действующем законе перечислены все виды специальной государственной службы, за исключением этой).

3) Расширяется перечень лиц, которых высшее должностное лицо субъекта РФ, избираемое законодательным (представительным) органом, может назначить сенатором – представителем от субъекта РФ.

В действующей редакции возможно назначение сенатором РФ только депутата Государственной Думы, избранного по партийному списку от соответствующего субъекта РФ. Перечень дополняется депутатом Государственной Думы, избранным по одномандатному избирательному округу от соответствующего субъекта РФ.

4) Расширяются ограничения для назначения сенатором лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (по аналогии с действующим ограничением пассивного избирательного права):

— вводится перечень преступлений средней тяжести, по которым не должно быть судимостей (в действующем законе содержатся только тяжкие или особо тяжкие преступления);

— вводятся дополнительные сроки ограничения для назначения сенатором после снятия или погашения судимости: 15 лет за особо тяжкие преступления, 10 лет за тяжкие преступления и пять лет за преступления средней тяжести.

Проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает следующие изменения:

1) Новым основанием для досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы указывается установление фактов, свидетельствующих о несоблюдении требований, ограничений и запретов для лиц, претендующих на осуществление полномочий сенатора РФ, депутата ГД.

В действующей редакции закона соответствующая норма касается выявления фактов наличия иностранных счетов и вкладов. В предложенной редакции это может касаться выявления иностранного гражданства или несоблюдение сенатором РФ – представителем региона требований к сроку проживания на территории субъекта РФ.

2) Исключаются положения о приостановлении военной и правоохранительной службы на период осуществления полномочий сенатора РФ, депутата ГД, а также о предоставлении прежнего места работы после истечения срока полномочий сенатора РФ, депутата ГД.

3) Уточняется, что для сенатора РФ – экс-Президента сохраняются социальные и иные гарантии, установленные Федеральным законом «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (согласно ч. 2 ст. 92.1 Конституции).