Государственная Дума приняла в третьем чтении проект Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ», который направлен на реализацию новых положений Конституции РФ, поддержанных на общероссийском голосовании и вступивших в силу 4 июля 2020 года.
«Конституционные инициативы Президента направлены на повышение качества власти, укрепление суверенитета России. Их поддержало большинство граждан в ходе общероссийского голосования, — говорил ранее Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Володин
Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область)
. — В частности, новая редакция закона о Правительстве направлена на формирование единой системы публичной власти, эффективной и ответственной».
По словам Вячеслава Володина, «назначение членов Правительства через обсуждение в ГД повысит ответственность министров перед гражданами нашей страны. Возрастет и ответственность депутатов за принимаемые совместно с Правительством решения». «Все эти изменения положительно скажутся на качестве власти — исполнительной и представительной», — сказал Председатель ГД.
Новый порядок назначения
Законом устанавливается новый порядок назначения на должность членов Правительства, предусматривающий усиление роли парламента.
Согласно новой процедуре формирования Правительства — Председатель, его заместители и федеральные министры (кроме министров так называемого силового блока) назначаются Президентом после их утверждения Государственной Думой. Министры «силового блока» (Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД) назначаются на должность Президентом после консультаций с Советом Федерации.
Кандидатура Председателя Правительства выдвигается Президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров – Председателем Правительства. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого из них.
Представление по кандидатуре Председателя Правительства вносится в ГД главой государства не позднее 2-недельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента, или после отставки Правительства, или в течение одной недели со дня отставки Председателя Правительства РФ.
В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, его заместителей или федеральных министров — Президент вправе назначить их без утверждения парламентом.
Новый порядок снятия с должности
Глава государства, в соответствии с законом, может отправить в отставку Председателя Правительства без роспуска Правительства.
Председатель Правительства вправе представлять Президенту предложения об освобождении от должности членов кабинета министров, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении. В свою очередь, члены Правительства вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.
В случае освобождения от должности Президентом или отставки члена Правительства глава государства может поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.
В случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением парламента. При повторном в течение трех месяцев выражении недоверия Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу и назначает выборы.
Председатель Правительства вправе поставить вопрос о доверии Правительству перед Государственной Думой, который должен быть рассмотрен парламентом в течение семи дней. В случае отказа в доверии Президент в течение недели вправе (но не обязан) принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении выборов. При повторении данной ситуации в течение трех месяцев Президент уже обязан принять либо то, либо другое решение.
Новые задачи Правительства
В законе также нашла отражение конституционная поправка, в соответствии с которой Правительство обеспечивает проведение в РФ единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.