Проблемы нормативно-правового регулирования образовательных кредитов обсуждены на "круглом столе" в Госдуме 5 апреля 2007 г.

Комитет по образованию и науке провел «круглый стол» на тему: «Образовательные кредиты: проблемы нормативно-правового регулирования».

В дискуссии приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, органов законодательной власти субъектов Федерации, ректоры московских вузов, представители общественных организаций.

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов Морозов Олег Викторович Морозов
Олег Викторович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 28 (Нижнекамский – Республика Татарстан (Татарстан))
, открывая «круглый стол», сказал: «Мы должны найти оптимальные решения, чтобы российское образование вернулось на тот высокий статусный уровень, на котором оно находилось два-три десятилетия назад. Это непростая задача, поскольку многие позиции утрачены, тем не менее, мы в состоянии, принимая грамотные и правильные решения, совершенствовать систему образования. В России нет бесплатного образования. За обучение платит или государство, или работодатель, или сам обучающийся. В рамках этого тезиса и нужно, как мне представляется, искать правильные, грамотные и эффективные решения, которые позволят сделать образование доступным и качественным. Идея кредитования не нова и заслуживает самого серьезного обсуждения. Для того чтобы написать правильный, работающий закон и не наделать ошибок, нам важно знать мнение образовательного сообщества и потребителей кредита».

Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Сергей Колесников Колесников Сергей Иванович Колесников
Сергей Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, предваряя обсуждение, отметил, что одной из важных проблем является неравномерное распределение кадров по территории России. Особенно это касается педагогических и медицинских работников. С учетом того, что Конституция не допускает прямого распределения молодых специалистов, по словам С.Колесникова, «надо вводить экономическую ответственность выпускника за то образование, которое он получил».

Член Комитета по образованию и науке Маргарита Баржанова представила участникам «круглого стола» концепцию закона «О социальном образовательном кредите», проект которого готовится к внесению в Госдуму. В проекте закона, направленного на повышение доступности образования, предлагается ввести социальный образовательный кредит для студентов, поступивших в вузы на бюджетные места. Ранее депутаты узаконили единый государственный экзамен, который дает возможность большему количеству ребят из регионов участвовать в конкурсе на поступление в вузы. Но, по словам М.Баржановой, мало поступить в вуз, надо еще приехать в город, где он расположен, и потом несколько лет жить там. Деньги на это есть далеко не у каждой семьи. Проект предполагает, что молодым людям, поступившим на бюджетные места в государственные и муниципальные вузы, государство будет оказывать поддержку в виде гарантий выплаты кредита. Кроме того, согласно проекту, государство возьмет на себя выплату двух третей процентной ставки кредита. Предполагается, что социальный образовательный кредит не будет требовать обязательного поручительства физических лиц или залога.

«Мы исходим из того, что в 17 лет все молодые люди — малоимущие. Они только начинают жить и не должны зависеть от состояния своих родителей», — подчеркнула М.Баржанова.

Член Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Панов Панов Валерий Викторович Панов
Валерий Викторович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сообщил, что «банковская среда готова к взаимодействию с гражданами и органами местного самоуправления».

Ректор Московской финансово-промышленной академии Юрий Рубин поддержал идею создания системы государственной поддержки социальных образовательных кредитов и предложил распространить действие закона и на негосударственные вузы, имеющие государственную аккредитацию.

Заместитель директора департамента Министерства образования и науки Виктор Русаков заметил, что действующая в России система образовательного кредитования не получила широкого распространения не только из‑за высокой процентной ставки образовательного кредита, но и вследствие необходимости поручительства, как правило, не менее двух физических лиц или залога. Кредит, по словам В.Русакова, должен быть доступен для тех, у кого нет еще ни залоговой базы, ни текущих доходов. Гарантии государства, пусть даже частичные, в системе кредитования необходимы. Образовательные кредиты должны выдаваться без поручительства, а заемщиком должен быть сам студент. Причем, на все время обучения ему должна быть предоставлена отсрочка по выплате процентов. Сроки возврата кредита должны быть реалистичными и соответствовать будущим доходам обучающегося. Министерство образования и науки предлагает со второго квартала 2007 года провести эксперимент по господдержке предоставления образовательных кредитов студентам вузов, имеющих государственную аккредитацию. В ходе эксперимента, который продлится до 2010 года, планируется отработать механизмы господдержки в указанной сфере. За 4 года предполагается выдать около 30 тысяч кредитов на оплату основных и дополнительных образовательных услуг, а также сопутствующих расходов (проживание, питание, учебные пособия).

Заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина поддержала проект закона, который, по ее словам, станет «еще одним шагом» в государственной поддержке российского образования.

Член Комитета по образованию и науке Эдуард Хамитов, поддерживая концепцию закона, в частности, сказал: «Если мы не ведем социальный кредит и не сделаем его доступным, способные, но малообеспеченные студенты, вынуждены будут все время где‑то подрабатывать, а значит, не смогут полноценно учиться».

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ