Вячеслав Никонов указал на основные проблемы российской системы высшего образования

Парламентарий выступил от профильного Комитета ГД в ходе «правительственного часа» с Министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым
Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов
Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов

Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов Никонов Вячеслав Алексеевич Никонов
Вячеслав Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
в ходе «правительственного часа» с Министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым перечислил основные проблемы российской системы высшего образования.

По словам Вячеслава Никонова, первая из них связана с отсутствием стратегии. «Нет стратегии образования. Есть утвержденная Президентом Стратегия научно-технологического развития, но сопряженной с ней стратегии подготовки кадров не существует», – сказал он.

Смотрите также

«Второе – кадры. Еще 20 лет назад РФ была первой в мире по количеству исследователей-ученых. Сегодня мы на четвертом месте, – констатировал парламентарий. – Мы отстали от Китая в шесть раз, от США – в два раза, причем это отставание во многом за счет именно наших ученых, которые приехали в Соединенные Штаты. Подготовка кадров высшей квалификации, к сожалению, не дает нужного количества притока квалифицированных кадров. К огромному сожалению, у нас сокращается количество диссертационных советов, и за последние 30 лет в науку и высшее образование пришел только 1% выпускников российских вузов. К сожалению, заработная плата в науке и образовании в Российской Федерации неконкурентоспособна по мировым меркам. А здесь рынок один — всемирный».

Третье – наукометрия. По словам Вячеслава Никонова, работа преподавателей вузов и научных сотрудников сегодня во многом оценивается по публикационной активности, и самые большие баллы дают публикации в зарубежных журналах. «Конторы, которые зарабатывают на публикациях наших ученых в зарубежных журналах, все подконтрольны западным спецслужбам. И они отбирают то, что им нужно, и публикуют то, что им выгодно, продвигая в рейтингах людей, занимающих наиболее антироссийские позиции», – указал Председатель Комитета.

Также Вячеслав Никонов обратил внимание на низкие темпы исполнения национального проекта «Образование» в части цифровизации – 9% (по данным Счетной палаты). Вузы при организации дистанционного обучения используют зарубежные платформы – Skype, Zoom. «Национальные платформы есть, но они слабее. Нам нужна своя собственная, большая образовательная платформа», – заявил он.

Пятая проблема – инфраструктура. «Как минимум в пять раз меньше средств выделяется, чем надо, на то, чтобы остановить разрушение вузовской инфраструктуры, зданий, и совсем не выделяются средства на строительство новых общежитий и кампусов. А мы хотим еще привлекать иностранных студентов и быть конкурентоспособными. Где они жить будут?» – указал депутат.

«По финансированию (высшего образования) на душу населения и в процентах от ВВП – РФ на 84-м месте на планете. Это вопрос приоритетов. 5% в среднем — в Евросоюзе, 3,6% – у нас. Науки: по президентскому указу 2012 года – 1,77% ВВП, сейчас — 1,11%», – отметил Вячеслав Никонов.

«И седьмое, последнее – воспитание. Президентский законопроект мы приняли. Есть программа воспитания, подготовленная Министерством просвещения. Я не видел пока программу, подготовленную Министерством науки и высшего образования», – заключил Вячеслав Никонов.