В ГД обсудили подготовку законопроекта о развитии целевого обучения

Законопроектом, в частности, предлагается на базе уже существующей информационной системы итоговой аттестации создать единую образовательную платформу, на которой публично будут размещены заявки работодателей
Заседание рабочей группы по выработке предложений по совершенствованию структуры системы высшего и профессионального образования

Законопроект, создающий процедуры доступности равного, открытого, конкурсного поступления на целевое обучение для всех выпускников школ, будет направлен Председателю Правительства РФ и в рабочую группу Госсовета по направлению «Образование и наука». К такому решению пришли участники рабочей группы по его подготовке под председательством заместителя Председателя Государственной Думы Ирины Яровой Яровая Ирина Анатольевна Яровая
Ирина Анатольевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 45 (Камчатский – Камчатский край)
сегодня, 9 сентября.

«Законопроект впервые предлагает: для молодежи — сделать целевое обучение доступным для всех абитуриентов на открытой конкурсной основе, для работодателей — активное участие в формировании запроса на подготовку специалистов, отбор лучших и возможность формировать требования к успеваемости студента, для выпускников и работодателей — гарантированное рабочее место и наполнение экономики квалифицированными кадрами, для вузов — соединение теоретической подготовки с практикой, публичную оценку качества обучения, так как запрос и результат выводятся на открытую платформу», — сообщила автор законопроекта.

По словам Ирины Яровой, для реализации этой концепции на базе уже существующей информационной системы итоговой аттестации предлагается создать единую образовательную платформу, на которой публично будут размещены заявки работодателей. «Ответ на вопрос, какие специалисты нужны экономике, получит объективные характеристики и позволит сориентировать будущих студентов в выборе профессии. На основе заявок работодателей будет формироваться количество бюджетных мест и количество вакансий, на каждую из которых будет самостоятельный конкурс, в котором сможет участвовать при желании любой выпускник», — сообщила она.

Также законопроектом предлагается наряду с бюджетным целевым набором ввести открытый и доступный всем целевой набор в вузы за счет частных инвестиций, что является выгодным вложением для крупных корпораций работодателей. 

Это вложения не только в студента, но и в научную школу, технологии и дополнительные тематические образовательные курсы подготовки специалистов. Вопросы обучения в аспирантуре также найдут развитие в законопроекте.

«В случае принятия законопроекта появится эффективная и понятная система целевого набора, обозримая и гарантированная перспектива для молодежи и для экономики страны. Мы решаем реальную проблему, и этого решения ждут выпускники и их семьи, крупные работодатели и все отрасли экономики, сами вузы, регионы. Мы убедились в этом, и видим отклик и поддержку со стороны большинства регионов России, чьи позиции мы получили в августе. Несомненно, поддержка Ростеха, Росатома, ОСК, научного сообщества – Курчатовского института, Российской академии наук и Российской академии образования, вузов, в том числе МГУ, МПГУ и Сеченовского университета, а также Минпросвещения и профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы подчеркивает актуальность и важность предлагаемых нами мер. Для нас принципиально важно, что закон поддержан Министерством труда и социальной защиты, потому что именно на Минтруде лежит обязанность по формированию методики прогнозирования баланса рынка труда для регионов. За август мы собрали предложения всех участников рабочей группы и большинство из них вошло в разработанную инициативу», — сказала Ирина Яровая.

«47% граждан России не работает по специальности, а 37% работодателей называют кадровый дефицит одной из проблем развития бизнеса. Перестроить систему госуправления в этих вопросах — остро назревшая ситуация, и Президент неоднократно актуализировал эту задачу. В частности, в мае этого года Президент поручил Минтруду совместно с Минобрнауки, Минфином и губернаторами совместно с работодателями разработать меры по содействию трудоустройству выпускников вузов. Профильному Министерству науки и высшего образования придется отказаться от закрытого формата работы, перейти в режим активного позиционирования. Сегодня процедура по формированию контрольных цифр приема громоздкая, непубличная и длится два года. В ней задействовано большое количество сотрудников Минобрнауки. Мы фактически предлагаем перевести эту работу в открытый режим и серьезно повысить эффективность и оперативность такой работы. Полумеры и бюрократия в целом в стиле управления уходят в прошлое, и мне очень импонирует деловой и требовательный стиль, заданный премьером РФ. Теперь мы готовы перейти к новой стадии проработки нашего законопроекта и направить его Председателю Правительства РФ и в рабочую группу Госсовета по направлению «Образование и наука», — сообщила заместитель Председателя ГД.

«Россия — страна возможностей, и предлагаемые изменения открывают новые возможности для жизненных перспектив молодежи, развития науки и образования, эффективности экономики через успех молодых специалистов», — заключила Ирина Яровая.