7 марта 2019 года были приняты в третьем чтении поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), направленные на противодействие так называемым фейковым новостям — недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений и создающей угрозу для безопасности.
Рассказываем о законе с комментариями профильных Комитетов по информационной политике, информационным технологиям и связи и по государственному строительству и законодательству.
Что такое «недостоверная общественно значимая информация»?
В соответствии с принятым законом, — это информация, распространяемая «под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».
Ее распространение запрещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в интернете. Напомним, аналогичный запрет предусмотрен, например, для призывов к массовым беспорядкам, экстремизму или участию в несанкционированных массовых акциях.
Кто будет определять, что фейк, а что нет?
«Информация может иметь разную степень достоверности, поэтому определять эту степень будут Генеральный прокурор РФ и его заместители в рамках своей компетенции. В то же время их решение можно будет оспорить в суде», — пояснили в Комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Критерии опасности, вызванные фейковыми новостями, будут определяться руководством надзорного ведомства «исходя из новостной повестки и характера событий, вокруг которых могут возникать волны фейковых новостей с возможными тяжкими последствиями», заявили там.
«Если в публикации содержится то или иное утверждение и оно подкреплено доказательными аргументами, то признать его фейковым будет затруднительно. Кроме этого, поскольку решение будет приниматься на уровне федеральных руководителей прокуратуры, возможности произвола на региональном уровне будут ограничены», — подчеркнул представитель Комитета.
В качестве примера в ходе обсуждения законопроекта парламентарии, в частности, приводили в пример ситуацию в Кемерове, когда после трагедии в ТЦ «Зимняя вишня» начала массово распространяться ложная информация о количестве жертв пожара, которая вызвала панику среди граждан.
Как будет работать механизм блокировки?
Генеральный прокурор или его заместители, в случае обнаружения в сетевом издании недостоверной и общественно опасной информации, обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Роскомнадзор в свою очередь обращается к руководству редакции интернет-издания, после чего оно должно незамедлительно фейковую информацию удалить. В случае же, если редакция незамедлительно не удалила указанную информацию, Роскомнадзор «направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к сетевому изданию», гласит норма закона.
В случае если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проведения проверки достоверности этого уведомления незамедлительно уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.
При этом, как добавили в Комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи, ко второму чтению в законопроект была внесена поправка, выводящая из‑под процедур блокировки, в частности, новостные агрегаторы, приняв во внимание то, что их обязанность противодействовать фейковым новостям уже зафиксирована в действующем законе.
Какие штрафы грозят за фейковые новости?
Штрафы, в соответствии с поправками в КоАП, грозят как за распространение фейковых новостей в СМИ, так и в интернете. При этом штрафы различаются в зависимости от тяжести последствий, которые наступили в результате распространения дезинформации.
За первое распространение информации, создавшей угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения штраф может составить:
- для граждан от 30 тыс. до 100 тыс. рублей;
- для должностных лиц – от 60 тыс. до 200 тыс. рублей;
- для юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.
Повторное совершение либо распространение в СМИ и в интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности может наказываться штрафами:
- для граждан — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;
- для должностных лиц — от 300 тыс. до 600 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Наконец, в случае, если распространение фейковой информации повлекло за собой «смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности» штрафы могут составить уже:
- для граждан — от 300 тыс. до 400 тыс. рублей;
- для должностных лиц – от 600 тыс. до 900 тыс. рублей;
- для юридических лиц – от 1 млн до 1,5 млн рублей.
В Комитете по государственному строительству и законодательству подчеркнули, что основная цель данных штрафов — профилактическая, с этим и было связано их увеличение при доработке законопроекта.
«Предлагаемая административная ответственность должна стать механизмом предупреждения деяний», — сказали там.
При этом в законе отдельно оговаривается, что «правонарушением является распространение заведомо недостоверной информации, иными словами должен быть доказан умысел».
«Если гражданин делает репост того, что ему показалось достоверным, — это не является нарушением. Но если пользователь сознательно создает и публикует фейковую новость – это подпадает под действие статьи КоАП», — разъяснили в Комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Кто будет штрафовать?
Вводятся полномочия органов полиции по возбуждению вышеуказанных административных дел наряду с Роскомнадзором. Рассматривать дела будут суды. При этом предусматривается уведомление органов прокуратуры РФ обо всех случаях возбуждения дел в течение 24 часов. Такой механизм позволит исключить злоупотребления.
Срок давности по расследованию таких дел составит до одного года.
Когда новый закон заработал?
Изменения в КоАП вступили в силу с момента официального опубликования закона 18 марта 2019 года.