Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!
Сегодня мы завершаем работу. Подводим итоги.
И по традиции я хочу сказать о проделанной работе, потому что, как правило, мы должны в том числе подвести итог, ради чего здесь собираемся.
С начала 2020 года рассмотрели 621 законопроект, приняты 312. На сегодняшний день в думском портфеле осталось 1 185 законодательных инициатив. Из них 1 155 – это законопроекты, внесенные на рассмотрение за прошедшие четыре года.
Мы с вами фактически завершили разбор законодательных завалов. От прошлых созывов осталось 30 законопроектов. Это всего 1,5%. Можно поздравить, потому что огромная работа, вы знаете, мы начинали с 2 020 законопроектов. И эта работа проводилась параллельно с нашей основной, потому что вносились законодательные инициативы, принимались решения. Но и мы не выбрасывали законодательные инициативы наших предшественников в корзину. Мы их все прорабатывали, изучали, и более 10% приняты из этих законодательных инициатив. Можно сказать, что мы учли и опыт, и инициативы наших коллег, кто избирался раньше. Они не были оставлены без внимания. Но вместе с этим многое из того, что устарело, пришлось отложить или отклонить.
Работа за прошедший период была насыщенна событиями и принятыми решениями.
Сессия наша началась с Послания Президента Федеральному Собранию.
Глава государства поставил задачи, которые нам необходимо законодательно обеспечить. Мы это сделали в рамках весенней сессии. И до конца года, надеюсь, что мы выполним поставленные задачи.
Речь идет, прежде всего, о поддержке семей с детьми, развитии образования, здравоохранения, внедрении цифровых технологий в экономику.
Это наш приоритет.
В январе мы с вами приняли участие в формировании нового Правительства. Сразу после Послания стали обсуждать поправки в Конституцию, которые были приняты 11 марта.
В конце марта наша страна столкнулась с пандемией коронавирусной инфекции.
С начала года, за короткий промежуток времени до пандемии, мы многое смогли сделать. У нас были планы на будущее. Мы это все не только обсуждали, но и многие решения приняли. Но вызов, с которым столкнулся весь мир, скорректировал нашу работу.
На сегодняшний день от вируса в мире погибло более шестисот пятнадцати тысяч человек. Это, пожалуй, один из самых серьезных вызовов для всего человечества за последнее время.
Вирус ударил не только по здоровью людей, но и по экономике всех стран. По прогнозам экспертов, мировой валовый внутренний продукт сократится в этом году на 5,2%. Осознайте, насколько серьезный этот вызов и насколько серьезной является эта проблема.
Уважаемые коллеги!
Подводя итоги работы за семь месяцев, мы должны с вами признать: в тяжелейшей ситуации, а мы в первую очередь с вами говорим о вызовах, с которыми столкнулась страна в рамках коронавирусной инфекции, наша система здравоохранения показала себя эффективной.
Давайте еще раз с вами сегодня выскажем слова благодарности врачам, медицинским работникам за их самоотверженный труд, мужество, за то, что они сделали все и делают это сегодня, спасая жизни людей.
Но наряду с этим хочется сказать немного о том, что, наверное, будет правильно сделать, потому что Государственная Дума – орган представительный. Мы с вами трибуну используем для выступлений в разных сферах и областях. И понятно, что сталкиваемся с критикой, зачастую критикой необоснованной, критикой, которая звучит из‑за пределов нашего государства, звучит из уст наших оппонентов.
В этой связи хочется ответить тем, кто критикует наше здравоохранение, зачастую приводя в пример здравоохранение США, здравоохранение европейских стран.
Сегодняшний кризис показал, что наше здравоохранение более эффективно. Сегодняшний кризис показал, что наша система более устойчива к вызовам, и это надо признать.
Уважаемые коллеги, да, медицина в США, в Европе многого достигла. И мы это признаем. Но в США от коронавируса умерли около 142 тысяч человек на сегодняшний день. Смертность от инфекции выше в несколько раз, чем в нашей стране.
И что очень, если хотите, печально, потому что мы об этом должны говорить. Мы входим в международные организации, мы обсуждаем многие вопросы вместе. Из погибших от вируса в США 56% умерли дома. Более 25% – в домах престарелых. Совершенно очевидно, что во многом это происходит, потому что в США здравоохранение недоступно для рядового гражданина.
В этой связи хочу подчеркнуть актуальность поправки о доступной, качественной медицинской помощи, закрепленной в статье 72 нашей Конституции.
Также показала свою актуальность норма Конституции, это статья 67, поддержанная нашими гражданами, о защите суверенитета и территориальной целостности. Мы с вами видим, есть те, кто хочет разделить нашу страну. Эти заявления звучат постоянно. Сегодня мы можем дать эффективный отпор. Есть не только норма в Конституции, принят закон, принят сегодня, который наказывает за призывы, за желание, за намерение расчленить нашу страну. Это хороший ответ тем, кто мечтал о том, что России не будет на карте мира. Мы смогли с вами сделать это, опираясь на волеизъявление граждан. А решение о необходимости принять такую поправку принял Президент, инициировав его в парламент.
Уважаемые коллеги!
2020 год особый для нас – год 75-летия Победы. Это для нас святой день, день, когда мы празднуем и говорим о том, что для нас этот праздник со слезами на глазах, потому что Победа для нашей страны, для советского солдата далась дорогой ценой. 27 млн человек погибло. И мы сегодня можем строить планы на будущее только потому, что наши близкие, деды, прадеды, пожертвовали собой для того, чтобы спасти свою Родину, защитить свои семьи. И мы с вами понимаем, что война прошла через каждого человека, через каждую семью. Нам очень важно, что принятые нормы Конституции защитят в будущем, сегодня память о тех, кто сам себя защитить уже не может. И в этой связи все попытки фальсифицировать историю Великой Отечественной войны, преуменьшить вклад Советского Союза в Победу будут пресечены.
Мы с вами в этом году приняли законодательную инициативу Президента о защите мемориалов и памятников, и, конечно, очень важно, что наши граждане поддержали поправки, которые защищают нашу культуру, традиции, ценности, семью. Принятые поправки в Конституцию – это основа для дальнейшего развития нашей страны. Это очень важно.
Внести изменения в Основной закон предложил наш Президент. Он выступил с ключевыми поправками, инициативами, защищающими наших граждан, повышающие стандарты жизни, защищающие человека, права человека. Но также он предложил часть своих полномочий передать гражданам Российской Федерации, наполнив новым содержанием государственные институты, органы власти – Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации.
Мы сегодня впервые в новом формате рассмотрели отчет Правительства. И со своей стороны должны сделать все, чтобы повысить эффективность власти. У нас сегодня такая возможность есть. Но начинать надо с себя и прекратить ссылаться на кого‑то и на что‑то.
Сегодня нам никто не мешает сделать все для того, чтобы принимались более эффективные решения, но полномочия – это в первую очередь ответственность. Вот эта ответственность сегодня должна быть осознана, и каждый должен понимать, что отношение к работе должно быть уже на другом уровне. И с нас избиратели за это спросят, и от нас они ждут, что мы наконец‑то станем более эффективны.
Впереди региональная неделя, затем отпуска. Мы с вами в апреле, в период пандемии, отказались от отпусков. Необходимо было поддержать наших граждан, законодательно обеспечить меры поддержки, с которыми выступил наш Президент.
Мы приняли с вами 32 закона, направленные на решение этих задач. Хочется особо отметить решения о поддержке семей с детьми, отраслей экономики.
Было бы правильно, здесь я опираюсь на выступления руководителей фракций, в августе посвятить себя работе с избирателями, работе в комитетах.
Мы должны с вами, осознавая свою ответственность, сделать все для того, чтобы решались проблемы людей. Тем более многие сейчас оказались от работы, многим нужна помощь. Ну и конечно, есть ряд отраслей экономики, которые столкнулись с серьезными сложностями и вызовами.
Поэтому было бы правильно самоорганизоваться и, понимая, что у политиков отпусков не бывает, прислушаться к предложениям руководителей фракций, сделать все от нас зависящее, чтобы ситуация в стране улучшалась, а парламент вложил свою долю энергии, возможностей в то, чтобы как можно меньше было проблем и чтобы мы как можно быстрее справились с последствиями коронавирусной инфекции. Мы с вами видим, Президент работает практически в круглосуточном режиме, Правительство также не должно, понимая свою ответственность, делать все от нас зависящее.
Уважаемые коллеги! Наверное, было бы неправильно, если бы я не высказал свою точку зрения на тему, которая здесь звучала, причем звучала из уст руководителей фракций. Она была изложена под разным углом зрения. Речь идет о развитии партийной системы. Этот разговор для нас куда более актуален, потому что мы с вами участники и избирательного процесса, и представляем политические партии в Государственной Думе. Но я позволю себе не согласиться с тем, что здесь предлагается.
Когда речь идет о двухпартийной системе и в пример приводят США, это, если хотите, взгляд в прошлое. Посмотрите, к чему привела двухпартийная система в США? Общество раздираемо конфликтами, элиты раскололись, но и, думаю, что кто изучал историю США, знает, что у них была многопартийная система, причем система, базирующаяся минимум на четырех партиях. В конце 40–50-х годах они ее зачистили и оставили двухпартийную.
Почему это было сделано? В те годы стали побеждать Коммунистическая партия, партия трудящихся. Они стали получать большинство, и было сделано все для того, чтобы победить социалистическую угрозу, именно так они для себя восприняли выбор граждан США. И была создана двухпартийная система при еще порядка 100 маленьких партиях. Но к чему это привело? Мы с вами можем посмотреть воочию в реальном режиме времени, когда проблем от этого все больше и больше.
Другой пример, который приводится здесь, это однопартийная система, она есть в Китае. Мы можем свой опыт еще изучить. Он как нельзя лучше подходит для этого, опыт советского периода. Это тоже взгляд в прошлое. Давайте мы исходить из того, что лучшее, безусловно, необходимо брать, но строить то, что отвечает нашим традициям, нашим убеждениям, соответствует нашей культуре, и не наступать на те грабли, которые уже показали свою неэффективность.
В этой связи правильно было бы все‑таки подчеркнуть, что партийная система в России устоявшаяся, показала свою эффективность на протяжении нескольких десятилетий.
Партии, присутствующие в парламенте, избираются на региональном уровне, избираются в Государственную Думу. Избиратели поддерживают эти партии. Должна быть конкуренция, должна быть многопартийность. Но если избиратель делает выбор в пользу какой‑то из партий, и она получает большинство, это нужно приветствовать.
Потому что все коалиции, как правило, несут с собой проблемы. Коалиции разрушаются, они нежизнеспособны, и мы с вами это тоже проходили. Поэтому давайте делать все для того, чтобы укреплялась наша партийная система. Она в ситуации вызовов показала свою эффективность. И в этой связи хочу все‑таки обратить внимание всех на то, что если мы признаем, что эффективно работает система, состоящая из четырех партий, не нужно это перечеркивать, тем более опять взирать за океан или смотреть в прошлое.
Давайте смотреть в будущее, и исходить из наших национальных интересов. Из интересов наших граждан, предоставив им возможность выбора. А какой будет выбор, сколько будет партий, исходя из нашей Конституции и законов, не может быть меньше двух. А учитывая, что в зале яркие политики, да и вне здания Государственной Думы есть те, кто себя пробует, явно у нас в этом недостатка не будет.
Поэтому уважаемые коллеги! Давайте думать о работе и решении тех проблем, с которыми наша страна и граждане столкнулись. А тему выборов и партий оставим на то время, когда войдем в избирательную кампанию, и уж тогда душу отведем.
Коллеги! Уже не раз говорил: время, в котором живем, – время вызовов! Тот, кто их преодолевает, — становится сильнее.
Желаю всем плодотворной работы до осенней сессии! Здоровья, удачи, всего самого хорошего!