Проект ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» внесли
сопредседатели рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию — депутат
Павел Крашенинников
Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
и сенатор Андрей Клишас.
Законопроект позволит ограничить внесудебный порядок отобрания детей из семьи. Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.
Как отметил Павел Крашенинников, практика необоснованного отобрания детей из семьи является одной из самых сложных проблем современного семейного законодательства, существующих в контексте так называемой ювенальной юстиции. Произвольное вмешательство органов опеки и попечительства в дела семьи, от которого страдают как дети, так и родители иногда не имеют под собой не только реальной угрозы жизни или здоровью ребенка, но и связано с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. В качестве оснований изъятия детей зачастую называют нехватку игрушек у ребенка, громкий плач малыша, ненадлежащее состояние или отсутствие отдельной комнаты у ребенка, отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания, наличие синяков на теле ребенка, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, братьями или сестрами, поступление жалоб в отношении родителей, иногда и анонимных, и др.
«Немало примеров того, когда малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим органам немедленно отобрать ребенка из семьи в административном порядке», — сказал Павел Крашенинников.
Принятие поправок в Конституцию создает все необходимые предпосылки для выработки дополнительных механизмов обеспечения семейного приоритета воспитания детей.
«Все это — неизменные ценности цивилизованного общества, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, а потому нуждаются в особой защите государства», — отметил Председатель Комитета.
Государство может вмешиваться в семейную сферу только тогда, когда происходит нарушение закона, насилие или иная угроза жизни ребенку. Действующий внесудебный порядок отобрания ребенка, предусмотренный статьей 77 Семейного кодекса, не гарантирует отсутствие злоупотреблений органов опеки и попечительства, несмотря на их обязанность уведомления прокурора и обращения в течение семи дней с иском в суд о лишении или ограничении родительских прав.
«Такие гарантии могут быть обеспечены исключительно судебным порядком рассмотрения дела», — подчеркнул Павел Крашенинников.
В чем суть поправок
Законопроектом предлагается установить, что вопрос отобрания ребенка находится в компетенции суда. Для этого Гражданский процессуальный кодекс дополняется новой категорией дел особого производства — об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Новые нормы объединены в главу 38.1 ГПК РФ.
Заявление в суд об отобрании ребенка может быть подано органом опеки и попечительства или органом внутренних дел, получившими информацию об угрозе жизни ребенка или его здоровью. Для обеспечения прав ребенка рассмотрение заявления об отобрании при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью производится судом в максимально короткий срок – 24 часа с момента поступления заявления. Рассмотрение заявления будет проходить в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и прокурора, а также с участием родителей (одного из них) или иных лиц, на попечении которых находится ребенок. А в необходимых случаях – с участием других заинтересованных лиц и самого ребенка.
В статье 77 Семейного кодекса предлагается сохранить внесудебный порядок отобрания ребенка только в исключительных случаях, когда налицо риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов. Лишь при наличии указанных оснований орган опеки и попечительства с участием прокурора и представителя органа внутренних дел может произвести отобрание ребенка из семьи, составив акт об отобрании с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни ребенка. При этом действия органа опеки и попечительства могут быть оспорены родителями или иными лицами, на попечении которых находился ребенок.
Соответствующие изменения предлагаются также в Федеральный закон «О полиции». В частности, определяются полномочия органов внутренних дел по обращению в суд с заявлением об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Павел
Крашенинников подчеркнул, что необходимо минимизировать вмешательство
государства в семейную сферу. Вопросы изъятия детей из семьи должны решаться в судебном порядке, а не в административном. «И это должны быть исключительные
меры — если происходят какие‑то преступления, — в таком случае должна действовать
правоохранительная система и судебная. Законопроект позволит обеспечить
развитие конституционных норм о защите семьи и приоритете семейного воспитания
детей, ограничив внесудебный порядок отобрания детей», — заявил парламентарий.