Профильный комитет поддержал законопроект о ликвидации разливов нефти

Ко второму чтению законопроекта Правительством были внесены существенные поправки, учитывающие предложения и замечания депутатов о мерах по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов
Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов
Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

Комитет по экологии и охране окружающей среды на заседании в пятницу, 3 июля, рекомендовал принять во втором чтении законопроект о ликвидации разливов нефти.

К обсуждению документа были приглашены представители профильных министерств и ведомств, Российского союза промышленников и предпринимателей, а также экологических организаций.

Председатель Комитета Владимир Бурматов Бурматов Владимир Владимирович Бурматов
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 190 (Металлургический – Челябинская область)
отметил, что ко второму чтению законопроект был существенно доработан. В частности, Правительством РФ были учтены предложения и замечания депутатского корпуса, высказанные в ходе рассмотрения документа в первом чтении, и внесены соответствующие поправки.

«По сравнению с первым чтением появляется семь новелл. Это достаточно большой шаг вперед по сравнению с тем, что мы рассматривали изначально. Во‑первых, предусматривается финансовое обеспечение ликвидации нефтеразливов на суше. До этого конкретные механизмы отсутствовали, мы за это коллег из Правительства критиковали», — рассказал Председатель Комитета.

Речь идет о банковской гарантии, договоре страхования, документе, который подтверждает создание эксплуатирующей организацией или несколькими эксплуатирующими организациями резервного фонда, необходимого для осуществления ликвидационных мероприятий. Кроме того, вводится четвертый механизм – гарантийное письмо в органы власти, являющегося собственником имущества организации по уплате денежных сумм, необходимых для мер предупреждения нефтеразливов, добавил Владимир Бурматов.

Предполагается, что компании-нефтедобытчики обязаны иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, подобных аварии на ТЭЦ-3 в Норильске, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юрлиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов.

«Вторая новелла. Министерством природы утверждена методика расчета финансового обеспечения ликвидации нефтеразливов на море. Утверждение такой методики для суши ранее было не предусмотрено. Это очень важный момент, мы тоже на это обращали внимание, и поправками Правительства сегодня предусмотрена подготовка такой методики расчета для суши», — сообщил парламентарий.

По словам Владимира Бурматова, данная методика позволит рассчитать те резервы, которые у компании должны быть на случай наступления внештатных ситуаций и для расчета объемов этого резерва.

«Третья новелла. Законопроектом первого чтения исключался целый перечень действующих норм по проведению природоохранных мероприятий при строительстве и эксплуатации объектов нефтегазового комплекса (рекультивация загрязненных земель, обезвреживание отходов). Мы это оформили замечанием нашего Комитета, и мы рады, что Правительство прислушалось к нам, и сегодня эти нормы возвращены. Это еще один шаг вперед», — продолжил Председатель Комитета.

Четвертая новелла – будет предусмотрено наличие планов по предупреждению нефтеразливов при геологическом изучении и разведке нефтяных месторождений. «По мнению нашего Комитета, этот вопрос требовал дополнительной проработки. Опять же, Правительство пошло навстречу и услышало наши замечания», — отметил Владимир Бурматов.

«Пятая новелла. Поправки Правительства содержат переходные положения для того, чтобы компании, осуществляющие деятельность по добыче, переработке, транспортировке, хранении и реализации углеводородного сырья как на море, так и на суше смогли утвердить планы согласно новому порядку. При этом срок вступления в силу закона с 1 января 2021 года», — рассказал депутат.

Для реализации данной нормы потребуется разработать семь подзаконных актов. В этой связи парламентарий обратил внимание коллег из Правительства на необходимость своевременного принятия подзаконных актов, чтобы бизнес не столкнулся с проблемами.

По мнению Владимира Бурматова, необходимость принятия подобного закона назрела давно. «Это поручение Президента Российской Федерации и требование времени. Только по официальной статистике, за два с половиной года, которые прошли с момента внесения (законопроекта) и до рассмотрения во втором чтении, в России произошло порядка 25 тысяч разливов нефти и нефтепродуктов на суше», — отметил он.

Во втором чтении документ может быть рассмотрен уже на следующей неделе. В предстоящий понедельник профильный Комитет планирует вынести законопроект на заседание Совета Государственной Думы.