— Вячеслав
Викторович, здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Десять дней остается до дня голосования. Как вы оцениваете актуальность норм, заложенных в поправках в Конституцию?
— Поправки в Конституцию действительно решают большое
количество вопросов. И то, что они необходимы, сама жизнь сейчас показала.
Посмотрите, в сфере здравоохранения это гарантия на качественную, доступную,
эффективную медицинскую помощь. В сфере социальной – раньше норма была
декларативная – социальное государство. Сегодня эта норма социального
государства приобрела наполнение, государство гарантирует: если заработная
плата, то не менее минимального прожиточного минимума, если пенсия, то с обязательной индексацией. Это также крайне важно.
Эти гарантии более сложно будут выполняться, это нагрузка на государство, на государственные институты, но эти гарантии уже будут давать возможность защитить человека, решить его проблемы, независимо от того, есть у него медицинская страховка или нет. Как вот, допустим, мы с вами видим в Соединенных Штатах Америки: нет у тебя медицинской страховки — сиди дома и дожидайся конца. Именно по этой причине 52% из умерших это те, кто не получил никакой медицинской помощи и умер дома. Более 20% это те, кто умерли в домах престарелых, тоже не получили медицинской помощи. Почему? Потому что этой обязанности у государства нет, у них нет этого положения, этой нормы в Конституции. Мы сегодня говорим о норме, которая будет в Конституции обязывать государство, независимо от ситуации, оказывать помощь качественную, эффективную, и это серьезный вопрос, который потребует затем принятия федеральных законов.
Если мы говорим о доступности, здесь можно провести аналогию с теми же Соединенными Штатами Америки, потому что все‑таки страна богатая, по экономическому потенциалу номер один в мире, а оказалось, что, допустим, те же возможности искусственной вентиляции легких могут быть только у богатого человека. Только у них страховка позволяет оказать этот вид услуг, потому что она стоит порядка $72 тыс., а остальные не могут получить этой услуги.
У нас это, исходя из той поправки, которая сейчас вынесена на голосование, это обязанность государства.
И конечно, если посмотреть другие поправки, предложенные для голосования, они также необходимы для принятия и однозначно сделают страну сильнее.
— Давайте подробнее как раз посмотрим. 2018 год. Вы на встрече Президента с руководством обеих палат парламента говорили про полномочия парламента, собственно. И в случае принятия этой поправки, соответственно, в случае положительного голосования, поменяется ли модель взаимодействия парламента и кабинета министров? Это один из ключевых моментов, которых вы на заседаниях касаетесь тоже.
Смотрите также
— Многое поменяется, не только отношения между Государственной Думой и Правительством: Президент, инициируя эту норму, фактически свои полномочия отдает нашим гражданам. Граждане будут решать через своих представителей – депутатов Государственной Думы, какой должен быть министр, вице-премьер, премьер. Дума будет утверждать, и решение окончательное будет за Государственной Думой.
Президент на этот шаг пошел. Причем мы, когда говорили о возможных изменениях, не предполагали, что они будут настолько серьезными. Поэтому огромная ответственность ложится на депутатов, значит, качество работы должно быть другое.
Ну и, конечно, взаимодействие с Правительством должно быть другим, потому что зачастую сегодня депутаты прячутся за Правительство: а мы здесь ни при чем – это Правительство такое приняло решение или министр недорабатывает. А здесь уже эти разговоры будут неуместны, потому что с депутата избиратель всегда спросит: вы утвердили этого министра, так спрашивайте с него. Вы утвердили этого заместителя Председателя Правительства — спрашивайте. Премьера — спрашивайте.
С другой стороны, вот эти конфликты, демагогия, зрелища должны уйти в прошлое. Будет больше содержательной работы.
Поэтому когда речь идет о голосовании за поправки, вот если взять все их от первой до последней, они все направлены на то, чтобы сделать страну сильнее, повысить благосостояние граждан, защитить права граждан, это другой уровень развития страны.
— По поводу возражений. Есть возражения из‑за границы. А как вы оцениваете решение Венецианской комиссии по поправкам в Конституцию?
— Длительное время рабочая группа, куда входили представители всех политических партий, Общественная палата, наше гражданское общество, эксперты, вырабатывали эти поправки, обсуждали, затем они в Государственной Думе обсуждались в профильных комитетах, в итоге ни один депутат не высказался против. Ни один.
И поэтому когда сегодня мы слышим из‑за границы критику, значит, идем правильным путем.
Но когда внутри страны начинают подпевать тем, кто из‑за границы критикует и пытается сорвать нам принятие поправок в Конституцию, это плохо, потому что совершенно очевидно поправки, которые сегодня предложены для голосования, укрепляют страну и делают ее сильнее. А когда какая‑то политическая партия начинает смыкаться с той же Венецианской комиссией и с другими голосами зарубежья, это говорит о том, что желание власти настолько велико, что оно перечеркивает интересы и граждан, и государства.
Что касается решения Венецианской комиссии, они не хотят, чтобы Россия была сильной, они не хотят, чтобы Россия была суверенным государством.
И подтверждение – буквально на днях состоялся Европейский суд, где принято решение было по отмене закона Венгрии о запрете вмешательства в суверенные дела Венгрии.
Почему он это мог сделать? Он мог это сделать только по одной причине, что Конституция Венгрии не является доминирующей над решениями межгосударственных органов международных организаций.
Вот, если мы примем поправки в Конституцию, у нас впервые за историю современной России — то, против чего выступает сейчас Венецианская комиссия и многие политики в Евросоюзе, против чего выступает тот же Госдеп — Россия впервые будет опираться на свою Конституцию. И, если только решения межгосударственных организаций будут противоречить нормам нашей Конституции, решающее слово за нашей Конституцией.
Это укрепляет наш суверенитет, это делает страну сильнее. Кстати, если кто‑то скажет: а как в других странах? В Соединенных Штатах Америки их Конституция является основой для принятия решений, и ничто не может ей противоречить.
А вот для России хотят отвести роль страны, которая не может сама определять свою судьбу. Мы с вами видели, к чему это все приводит.
И поэтому крайне важно, чтобы все понимали – сегодня от выбора каждого зависит многое. Каждый голос, поданный за поправки в Конституцию, делает страну сильнее.
Поэтому крайне важно поддержать поправки в Конституцию.
— По поводу тех, кто стоит во главе государства. В Конституции предлагается ужесточить требования к лицам, осуществляющим публичную власть (цитирую). А так ли необходимо вводить подобные ограничения в Основной закон?
— Это правильная норма. Любой человек, осуществляющий управленческие полномочия от имени наших граждан, — губернатор, министр, депутат, член Совета Федерации, судья, и этот список можно продолжать, работать должен в интересах своих граждан, служить должен своей стране. А у нас, получается, у него второе гражданство или вид на жительство. А что при принятии этого гражданства делает человек? Дает присягу другому государству защищать другое государство.
Или счета хранят за рубежом, или акции имеют зарубежных компаний. Послушайте, если ты на службе своего государства, у тебя здесь должно быть все. А так, получается, ты вкладываешь в их экономику свои ресурсы, развиваешь их, создаешь там рабочие места.
Поэтому, конечно, такой запрет должен быть. И мы считаем, что это повысит только качество власти. Люди, которые приходят на государственную службу, избираются на выборные должности, должны понимать, что они идут служить своей стране, людям, которые их избирают. И не может быть такого, что у человека две родины, два паспорта.
Поэтому мы и говорим, что работа была проделана огромная. Эти поправки выстраданы, причем временем проверены, в том числе сейчас, в ситуации с коронавирусной инфекцией, и крайне важно их поддержать.
Поэтому не понимаю, скажу искренне: не понимаю тех, кто сегодня говорит: не голосуйте или не ходите на выборы. Подождите, вы о чем? Вы задумайтесь, к чему вы призываете, в чем смысл этих призывов? Вы что, хотите стране хуже? Вы хотите, чтобы стандарты, которые повысят качество жизни, были не приняты? Это против народа идти, выступать с такими предложениями. Нельзя этого делать. Каждая норма решает проблемы людей и страны. Поддержка норм обеспечит развитие в стране. Каждый голос сделает страну сильнее.
— Про само голосование, оно в этом году будет необычным, в том числе за счет пандемии появляется удаленное голосование – электронное. Вы как планируете голосовать 1 июля — лично или при помощи интернета?
— Лично. Лично, обязательно с утра.
— Спасибо большое, Вячеслав Викторович.
— Спасибо.