18 октября 2010 года Комитет по строительству и земельным отношениям совместно с Комитетом по вопросам местного самоуправления провели парламентские слушания на тему «О правовом регулировании размещения государственных и муниципальных заказов на строительство зданий и сооружений: проблемы и основные направления совершенствования». В слушаниях участвовали депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, аудиторы Счетной палаты, руководители органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, саморегулируемых организаций отрасли.
Председатель Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум
Шаккум
Мартин Люцианович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0120 (Красногорский – Московская область)
, открывая слушания, определил их цель – «выявление проблем реализации Федерального закона «О размещении заказов» в части размещения заказов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, обобщение и систематизация предложений по его совершенствованию.
Принятие Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», по мнению участников слушаний, стало одной из важнейших экономических реформ последних лет. Впервые на законодательном уровне был введен единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, как для государственных, так и для муниципальных нужд. Установление в законе исчерпывающего перечня требований к участникам размещения заказов позволило принять участие в торгах более широкому кругу лиц, что способствует развитию конкуренции. Закон ввел аукцион, как наиболее прозрачную форму размещения заказа.
Однако, как заявил М.Шаккум, «у участников размещения заказов сегодня двойственное восприятие 94-го федерального закона. С одной стороны – закон, безусловно, прогрессивный. Он принес колоссальный результат для экономики – сокращение бюджетных расходов только за первое полугодие 2010 года составило порядка 86 миллиардов рублей. Экономия почти на 20 миллиардов больше по сравнению с 2009 годом. С другой стороны, с внедрением практики электронных торгов на строительные подряды пошли определенные сбои. Это говорит о том, что необходимо совершенствовать законодательную базу, нормативы в части электронных торгов. Наш комитет детально проанализировал практику проведения 317 конкурсов и аукционов на строительные работы начиная с 2006 года стоимостью выше 100 миллионов рублей. Экономия бюджетных средств при проведении конкурсов за этот период составила 5,4%, после того, как перешли к электронным аукционам ожидалось, что экономия будет еще больше. Однако оказалось, что экономия составила 3,9%. Значит что‑то не так, что‑то не работает».
Председатель Комитета считает, что совершенствование процедур необходимо, однако при этом нельзя забывать о конечном результате. Например, как отметил М,Шаккум, «за увеличение сроков строительства ни ФАС, ни какие‑либо другие ведомства по сути не отвечают. Крупные строительные подряды сегодня касаются в первую очередь строительства дорог. Но качество дорог сегодня не становится лучше, наоборот, наметилась тенденция к снижению качества. Поэтому когда мы рассматриваем процедуру торгов, нам важен и результат – не только, чтобы строительство было дешевле, но и чтобы оно было качественным и в определенный срок».
Замечания и предложения к проведению электронных торгов при заключении контрактов на строительные работы озвучил президент Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство Ефим Басин. По его словам, все строящиеся объекты, независимо от их величины и назначения уникальны и напрямую связаны с вопросами безопасности людей. Если ранее к основным недостаткам конкурсов на строительство или реконструкцию относилась возможность принятия государственным заказчиком субъективных решений при оценке заявок компаний, претендующих на заключение государственного контракта, в первую очередь при оценке такого элемента как квалификация участника размещения заказа и качество выполняемых работ, то для аукционов выявлены иные способы, способствующие созданию преференций конкретным претендентам на заключение контрактов и ограничению участия в торгах другим компаниям. При проведении аукционов существенно выросло количество случаев, при которых участником торгов являлся только один участник. Например, из рассмотренных 12 аукционов на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства в первые пять месяцев 2010 года из 52 поданных заявок на участие в аукционах не была допущена к торгам половина претендентов. При этом, причины для отказа в допуске к участию в аукционах представляются недостаточно обоснованными. Ряд контрактов по объектам капитального строительства был выигран на аукционах компаниями, не имеющими опыта выполнения аналогичных по масштабу или по данной категории объектов, что увеличивает риски некачественного или несвоевременного выполнения государственных контрактов. Поэтому «слепое» проведение электронных аукционов не в полной мере отвечает интересам заказчиков и добросовестных подрядчиков. Е.Басин сообщил, что НОСтрой подготовило поправки в 94-ФЗ. Они касаются возможности проведения не только электронного аукциона, но и конкурса самими заказчиками; введения предквалификации (проверочных мероприятий перед проведением аукционов); введения понятия «демпинга», чтобы вывести из игры недобросовестных участников аукционов; ввести ответственность электронных площадок; возложить на отраслевые СРО предоставлять необходимую информацию об участниках аукционов по требованию заказчика или торговой площадки. Он также заявил, что проведение электронных торгов целесообразно сохранить для объектов до 50 миллионов рублей.
Алексей Андреев, глава крупного строительного холдинга «АВТОБАН», поддержав озвученные Е.Басиным предложения, добавил, что необходимо законодательно закрепить норматив демпинга (не более 10%), более четко прописать обязанности и ответственность электронных торговых площадок, поскольку по его словам, большое количество проблем связано именно с ними, так, например, некоторые из них задерживают возврат денежных средств участников аукциона.
Юрий Агафонов, директор некоммерческого партнерства «АСДОР» рассказал о проблемах, в которыми сталкиваются предприятия-подрядчики, представляющие малый бизнес. «Система аукционов в сегодняшнем ее виде не поддерживает малый бизнес», – считает предприниматель.
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев заявил, что ФАС не поддерживает предложения НОСтрой – «возврат к конкурсам приведет к снижению конкуренции и росту коррупции». Комментируя недостатки электронных аукционов, представитель ФАС подтвердил, что «они имеют свои недостатки, это объяснимо – идет период становления». Он также заявил, что с нового года заработает «система независимого регистратора», которая должна будет исключить возможности нарушений.
Заместитель министра регионального развития Константин Королевский считает, что «стройка – не биржевой товар. Поэтому проводить электронные торги по стройке нельзя». В качестве пример он привел ситуацию со строительством жилья для погорельцев: «строительство идет в обход 94-ФЗ». Если бы была задействована схема госзаказа посредством электронных торгов, то строительство до сих пор бы не началось, отметил замминистра. Что же касается обоснованных претензий к проведению электронных торгов, министерство считает необходимым повысить требования к допуску подрядчиков к аукциону, при этом частью конкурса должна стать рабочая документация, а функции, обязанности и ответственность технического заказчика должны быть четко прописаны в законе. Он также поддержал идею, что СРО о применении «допуска СРО» как базового к участию в аукционе или конкурсе. К.Королевский сообщил участникам слушаний, что министерство до конца года подготовит и утвердит новые нормативы по цене строительства, по срокам сдачи этапов и т. д.
Руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, поддержав предложения НОСтрой, предложил законодательно закрепить нижний порог аукциона; ввести ответственность за демпинг; предоставить право заказчикам расторгать договор с недобросовестным подрядчиком с определенной долей ответственности со стороны заказчика. А заместитель министра транспорта Олег Белозеров предложил вообще «строительную отрасль вычленить в 94-ФЗ в отдельную составляющую».
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Рябухин участвуя в слушаниях, отметил, что анализ строительных подрядов по госзаказам, проведенный палатой свидетельствует о значительном росте объемов незавершенного строительства, о больших остатках на счетах субъектов Федерации после перехода на электронные торги – «в этом есть доля вины 94-ФЗ, в его сегодняшнем виде он не стимулирует развитие строительства».
Участники парламентских слушаний поддержали проект рекомендаций, разработанный комитетами-организаторами. По словам М.Шаккума, они будут доработаны с учетом обсуждения и направлены Правительству РФ.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ