Представленная
Российским экологическим оператором редакция федеральной схемы обращения с отходами на данный момент является просто суммой региональных схем, а не логистической картой взаимодействия между субъектами по перемещению
между ними отходов, как было задумано изначально, поэтому ее необходимо
доработать, заявил Владимир Бурматов
Бурматов
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 190 (Металлургический – Челябинская область)
.
Комитет, по его словам, заранее ознакомился с подготовленным документом и пришел к выводу, что это «просто компиляция, набор разрозненных и никого не устраивающих территориальных схем регионов». «Нам непонятен такой подход, поскольку это должен быть инструмент стратегического планирования и управления системой обращения с отходами в России», — заявил он.
К территориальным схемам у депутатов также множество претензий. «Там нет ни раздельного сбора, ни переработки, они были приняты фактически без учета мнения людей, без общественного обсуждения и публичных слушаний. Когда в Архангельской области выдают около 1 тыс. замечаний, при этом учитывается одно», — отметил парламентарий. «По данным нашего Комитета, регионы потратили на разработку этих оставляющих желать лучшего территориальных схем около 1 млрд рублей, с учетом того, что переписываются они не в первый раз», — добавил Владимир Бурматов.
По итогам анализа федеральной схемы Комитет сделал вывод, что ряд системных проблем отрасли она не решает. «Например, в девяти регионах в течение этого года действующих мощностей по захоронению отходов явно не хватит. Это Магаданская область, Бурятия, Забайкалье, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Камчатский край, Омская область. Если посмотреть на Магаданскую область, мы видим, что в ближайшие два года строительство объектов утилизации там не предусмотрено. Но в этих регионах может произойти мусорный коллапс. Об этом говорит Счетная палата, об этом говорят данные нашего Комитета. Хотелось бы понять, как федеральная схема решает эти проблемы, так как мы договаривались, что это будет документ, который предусмотрит в том числе межсубъектовую логистику», — сказал он.
В 51 субъекте, продолжил парламентарий, депутаты отмечают несбалансированность мощностей объектов инфраструктуры и объема образования ТКО. «Из 870 планируемых к строительству объектов 80% — это новые полигоны захоронения и объекты сортировки, а объекты утилизации – это всего 8%», — указал Владимир Бурматов.
В 40% регионов, по мнению Комитета, к 2024 году не будут достигнуты показатели по уровню обработки и утилизации, установленные нацпроектом. Не оптимизированы потоки отходов, а значит и величина тарифа не будет снижена, особенно это касается северных регионов.
«Мы считаем, что федеральная схема должна учитывать потребности наших регионов в раздельном сборе мусора, стимулировать граждан к раздельному сбору, учитывать необходимость сокращения транспортного плеча и издержек, с этим связанных, сокращение тарифов и, конечно, необходимость переработки. Мы попросили коллег обратить на наши замечания самое пристальное внимание. ГД выпустила два постановления, в которых эти положения были сформулированы. Мы считаем, что до окончательного утверждения этого документа Правительством в конце октября все наши замечания должны быть Российским экологическим оператором отработаны. Поскольку это позиция наших граждан, позиция регионов. Мы договорились, что в сентябре мы заслушаем повторно руководство РЭО, чтобы посмотреть, как наши замечания учтены и погружены в откорректированную схему. И только в этом случае можно этот документ утверждать и по нему работать», — подытожил Владимир Бурматов.