Государственная Дума на пленарном заседании 27 мая приняла во втором и третьем чтениях поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ в целях защиты прав физических и юридических лиц, в отношении которых иностранными государствами были введены санкции. Закон был инициирован депутатами ГД от фракций «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия».
Законом, в частности, устанавливается исключительная подсудность российских арбитражных судов по спорам с участием лиц, в отношении которых введены иностранные санкции. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с международным договором РФ или соглашением сторон рассмотрение споров отнесено к компетенции иностранных судов и международных арбитражей, находящихся за пределами Российской Федерации.
Такая же подсудность, как подчеркивается в законе, устанавливается «по спорам одного российского или иностранного лица с другим российским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются ограничительные меры […] в отношении граждан РФ и российских юрлиц».
Кроме того, закон наделяет лиц, к которым применяются меры ограничительного характера, «правом обратиться за разрешением спора в арбитражный суд субъекта РФ по месту своего нахождения или месту жительства при условии, что в производстве иностранного суда отсутствует спор между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям».
Также находящиеся под санкциями лица получат право обратиться
в арбитражный суд субъекта РФ по месту своего нахождения или месту жительства с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном
суде.
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников
Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сообщил, что принятый закон направлен на установление гарантий обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в отношении которых иностранными государствами введены недружественные меры ограничительного характера.
Кроме того, по его словам, установление исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, к которым применены санкции, вне зависимости от того, кто является стороной спора — юридические лица или граждане, обеспечит единообразие судебной практики.