Экономический рост
В экономическом блоке предложений особое место занимает такое стратегически важное направление, как развитие малого и среднего предпринимательства. Это важнейший ресурс для сохранения занятости и деловой активности.
В документе отмечается, что на данный момент существуют большие издержки по доставке информации до предпринимателей, поэтому необходимо разработать единую цифровую платформу, где будет размещена вся информация о предусмотренных мерах поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Предлагается в перспективе переходить от заявительной модели оказания помощи субъектам предпринимательства к уведомительной с инфраструктурой в виде портала «Госуслуги» и личного кабинета налогоплательщика.
Другое предложение касается реформы контрольно-надзорной деятельности. Решение Правительства о введении до конца 2020 года моратория на плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства было встречено бизнес-сообществом позитивно, однако такая приостановка системно не решает всех проблем. Большое количество проверок – результат множества избыточных норм и требований, предъявляемых к малому и среднему бизнесу. Учитывая текущую ситуацию, реформа контрольно-надзорной деятельности должна пойти быстрее.
В числе оперативных предложений – перенос сроков введения обязательной маркировки для тех групп товаров, для которых ее введение предусматривалось в 2020 году. Эта мера нужна для того, чтобы не допустить сбоев из‑за последствий снижения деловой активности в период пандемии коронавирусной инфекции.
Отдельный раздел предложений касается совершенствования системы государственных закупок. Дополнительные средства, которые бизнес может получить за счет госзакупок и соответствующих государственных контрактов, имеют сейчас принципиальное значение для нормализации деловой жизни. Также для бизнеса чрезвычайно важны гибкость, конкурентность процедур и одновременно отсутствие коррупционных рисков в процедурах государственных закупок.
К блоку экономических мер отнесены и предложения по повышению гибкости в регулировании трудовых отношений. Эти предложения направлены на то, чтобы сохранить занятость, снизить уровень безработицы и риски распространения нелегальной трудовой деятельности. В частности, предлагается легализовать временную удаленную работу как новую форму занятости, сделать более гибкими уже имеющиеся в Трудовом кодексе нормы о постоянной работе. Одновременно предлагается урегулировать порядок взаимодействия работника и работодателя при дистанционной работе. У работника должно быть право быть «офлайн», он не должен быть в режиме постоянной связи с руководителем и коллегами. В числе предложений на перспективу – регулирование новых форм нестандартной занятости, прежде всего на интернет-платформах.
Отдельное внимание уделено совершенствованию закона о занятости населения. Предлагается максимальный переход на онлайн-формат работы службы занятости (этот формат апробируется в период пандемии коронавируса), снятие барьеров, связанных с постановкой на учет безработного по месту регистрации. Потерявший доход индивидуальный предприниматель или самозанятый должны иметь право на пособие по безработице без проведения процедур по закрытию своего бизнеса.
В перспективе предлагается пересмотреть активные программы занятости (общественные работы, содействие самозанятости и др.), которые фактически не менялись с 1991 года, а также начать дискуссию о переходе на страхование от безработицы с соплатежами сторон трудовых отношений. Наконец, в увязке с результатами эксперимента по налогу на профессиональный доход необходимо проработать законодательство о самозанятости и четко установить статус самозанятости.
Человеческий капитал
В блоке вопросов, посвященных развитию человеческого капитала, ключевое внимание уделено вопросам развития здравоохранения, прежде всего в части лекарственного обеспечения. Сейчас важно не допустить роста цен на лекарства из‑за роста курса иностранных валют и экономических трудностей. В числе предлагаемых мер: обеспечение упрощенной регистрации отечественных фармакологических субстанций для производства лекарственных препаратов, установление нулевой ставки НДС на импортируемые лекарственные препараты и фармакологические субстанции, нулевой таможенной пошлины на ввоз фармсубстанций. Предлагается оперативно регулировать цены на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП, принять депутатский законопроект по регулированию деятельности аптечных сетей, поддержать малые аптеки.
В числе социальных предложений – меры по развитию дистанционного образования и поддержке образовательных учреждений, поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагается распространить на НКО и ряд общественных организаций, пострадавших от пандемии, льготы, доступные малому бизнесу.
Большинство предлагаемых мер должны быть приняты оперативно (июнь – август 2020 года), часть – в среднесрочной перспективе (до конца 2020 года), некоторые из них – в долгосрочной перспективе (до 2024 года).