13 октября Комитет по культуре провел парламентские слушания на тему: «О проблемах законодательного регулирования театральной деятельности в Российской Федерации».
В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных министерств, Россотрудничества, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Общественной палаты, Союза театральных деятелей, образовательных учреждений в сфере театрального искусства, творческой общественности, руководители театров.
Заместитель председателя Государственной Думы Светлана Журова
Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
, открывая парламентские слушания, сказала: «Театр не очень любит, когда государство его регулирует. С одной стороны, кажется, что это некая цензура, контроль, но в то же время мы понимаем, что без законодательного регулирования никуда не деться».
Министр культуры Александр Авдеев сообщил, что Министерству культуры подчиняются 13 драматических, 1 кукольный, 7 театров оперы и балета и один музыкальный. Все остальные — более 500 театров — находятся в ведении регионов и муниципалитетов, есть частные театры.
Ежегодно при поддержке Министерства культуры выпускается до 40 новых спектаклей, на регулярной основе проводится более 60 театральных фестивалей, более 15 комплексных гастрольных проектов.
Говоря о готовящейся концепции развития театрального дела, министр отметил: «Главное — найти механизмы решения насущных проблем театра, которые бы соответствовали современному законодательству. Важно также максимально гарантировать людям социальную защищенность».
В числе основных проблем театров министр назвал кадровое обеспечение, развитие современной российской драматургии и театральной критики, возрождение полноценной системы гастролей, укрепление материально-технической базы театров, социальная поддержка театральных работников. По словам министра, все эти вопросы нашли свое отражение в концепции, которая проходит согласование в министерствах. «Крайне важно сделать так, чтобы поддержка театрального дела стала обязательным направлением работы региональных властей, — отметил А.Авдеев. — Мы обратились к президенту с просьбой ввести в систему критериев оценки работы региональных руководителей их отношение к культуре. В каждом регионе должен быть минимальный набор театров: драматический, музыкальный, юного зрителя, молодежный, детский, филармония и цирк».
Министр высказался за расширение практики грантов президента, введение региональных грантов и грантов по федеральным округам. Это позволит стабилизировать кадровую ситуацию. Одновременно, по словам А.Авдеева необходимо повысить ответственность театров за использование этих средств и провести ревизию принципов выделения грантов. Старейшим и заслуженным театрам, чья историческая роль и вклад в культуру очевидны, гранты должны выделяться в первую очередь, остальным театрам — на соревновательной основе и на ограниченный срок.
Признавая проблемы применения закона о госзакупках, известного как 94-ФЗ, министр высказался за внесение изменения, которое позволит размещать заказ на производство декораций, реквизита, костюмов и обуви у единственного поставщика.
Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин критически отозвался в адрес тех, кто формирует бюджет: «Для них важен один принцип: государственные расходы не должны расти. Они не хотят признавать нерыночную природу театра. Не хотят признавать, что постоянный рост государственных расходов на развитие театрального искусства — процесс объективный».
Принятый закон о бюджетных учреждениях, по словам А.Калягина, «открыто направлен на снижение финансирования бюджетных учреждений», в том числе и в сфере культуры. «По закону объем финансирования бюджетных учреждений в 2011 году не должен превышать соответствующий показатель 2010 года. Это именно тот год, когда финансирование по причине кризиса было сокращено», — сказал председатель Союза театральных деятетелей.
А.Калягин предложил в проекте нового закона об образовании сохранить для вузов культуры магистрские программы, в противном случае, по его словам, вузы не смогут готовить преподавателей сценического искусства. Кроме того, он предложил установить на законодательном уровне надбавки к пенсии для заслуженных работников культуры и искусства. Цена вопроса — 112 млн. рублей в год. «Мы могли бы помочь народным артистам, ветеранам сцены, эстрады, цирка, кино. Их всего 1300 человек», — сказал А.Калягин.
Коснувшись вопроса о госзакупках, А.Калягин сказал: «Абсурд продолжается: чтобы заказать костюмы, мы должны объявить тендер. Выигрывает тот, кто дешево берет, и вполне может случиться, что мастерская по пошиву шинелей будет шить платья для Раневской в «Вишневом саде». Создание театральных декораций, сценических костюмов, бутафории, реквизита — это особое художественное производство, оно должно быть выведено из‑под действия 94-ФЗ», — сказал А.Калягин.
Специальный представитель Президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, отметив, что следующие 10 лет театр будет развиваться в многообразии юридических форм, ключевой проблемой назвал проблему доступности театра. «Уловить законодательно такое многообразие очень сложно, — сказал он, — но необходимо, иначе мы не защитим публику. Будем откровенны: в столичные театры студент, пенсионер, учитель купить билет не могут. Но театр существует для того, чтобы развивать нацию, а в театры ходит три процента населения, потому что большинству приходится выбирать между медициной, образованием для детей, одеждой и питанием». По словам М.Швыдкого, количество учреждений культуры в России недостаточно. «У нас 27 процентов населения жевет на селе, куда артисты уже не едут, 40 процентов живут в городах с население меньше 200 тысяч человек. В малых городах театров нет. Люди не имеют контакта с живым искусством».
Заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Жириновский
Жириновский
Владимир Вольфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
для привлечения массового зрителя предложил осовременить классику: «Дайте нового Чичикова, скупающего акции несуществующих предприятий. Это будет интересно. Люди пойдут. Или новый «Ревизор»: аудитор Счетной палаты приезжает, и на ушах вся губерния. Дайте сценки из нашей жизни. Очередь будет стоять».
Художественный руководитель Академического малого драматического театра — театра Европы Лев Додин высказался за принятие закона о театрах. По его словам, «коммерческие спектакли не должны финансироваться из государственного бюджетного кармана», а прибыль, полученная от уставной деятельности, не должна облагаться налогом. Л.Додин предложил в законе закрепить, что трудовой контракт с труппой должен заключаться на тот же срок, что и контракт с художественным руководителем. Это позволит театральным коллективам работать более слаженно и избегать конфликтов.
Депутат Вячеслав Кущев
Кущев
Вячеслав Митрофанович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
привлек внимание к проблемам региональных оперных театров. По его словам, в каждом федеральном округе следует создать базовые театральные центры, где будут специалисты, способные оказать театрам методическую и кадровую помощь.
Генеральный директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин предложил рассчитать реальные нормативы обеспечения деятельности театров, определить «сколько денег необходимо на содержание особо ценного имущества, на новые театральные постановки».
Художественный руководитель московского государственного театра Эстрады Геннадий Хазанов считает, что государство «должно взять на себя обязанность по содержанию — человеческому — такого количества театров, которое оно в состоянии содержать».
Позицию Федеральной антимонопольной службы по вопросу о распространении закона о госзакупках на театральную деятельность обозначил начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев. «Не стоит демонизировать ситуацию с 94-м (законом), — сказал он. — Год назад у нас состоялся продуктивный диалог, мы вышли на поправки в 94-ФЗ. И вопрос с декорациями тоже нужно обсуждать. Мы четко делим деятельность театров на творческую и хозяйственную часть и понимаем, что для первой 94-ФЗ действительно подходит не всегда. Но поймите, что не может при выделении государственного финансирования не быть четких механизмов контроля за использованием средств».
Замдиректора Департамента развития конкуренции Министерства экономического развития Анна Катамадзе продемонстрировала театральным деятелям свое видение проблемы: «Действительно, некоторые вещи при разработке закона были упущены. Но, по‑моему, никаких проблем нет. Вы сами перегреваете ситуацию. Вся творческая составляющая выведена из‑под действия 94-го закона. В нем есть специальная статья, посвященная творческому конкурсу, и она, по‑моему, не мешает театрам ставить новые спектакли. У заказчика всегда есть право выбора».
Председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев
Ивлиев
Григорий Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что проблема 94-ФЗ в ближайшее время будет обсуждена в Министерстве культуры – с участием депутатов Комитета Госдумы и Общественной палаты. «94-ФЗ был хорош в 2007 году, когда он только вступил в силу, — отметил Г.Ивлиев. — Сейчас он создает путаницу для всей экономики».
По итогам обсуждения Государственной Думе рекомендовано в бюджете на 2011 год сохранить существующие объемы государственного финансирования театрального дела, в новом законе о культуре, проект которого разрабатывается, предусмотреть положения, регулирующие деятельность в области театрального искусства.
Участники слушаний рекомендовали Правительству принять концепцию долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, а также предусмотреть финансирование театральной деятельности в Федеральной целевой программе «Культура России» на 2012–2016 годы.
Также выработаны рекомендации Министерству культуры, Министерству финансов, Министерству экономического развития, Министерству здравоохранения и социального развития, Министерству связи и массовых коммуникаций, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, Союзу театральных деятелей.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ