Светлана Журова: проблемы образования затрагивают каждого жителя нашей страны (13 октября 2010 года)
13 октября 2010 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания Комитета по образованию на тему «О проекте нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации». Парламентские слушания проводились в режиме видеотрансляции, в которой приняли участие органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.
Заместитель Председателя Государственной Думы Светлана Журова
Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
, открывая парламентские слушания, отметила:
«Трансляция нашего заседания, посвященного обсуждению проекта нового закона «Об образовании в РФ», ведется в 72 субъектах Российской Федерации. Сегодня около пяти тысяч человек являются активными участниками дискуссии, которая уже идет в профессиональном сообществе в рамках рабочих групп, представлена в печатных и электронных СМИ, на официальных сайтах органов государственной власти, в блогах и социальных сетях. Это не удивительно, ведь проблемы образования затрагивают каждого жителя нашей страны, и это обсуждение тесно связано с дальнейшей судьбой наших детей, с будущим России.
Данный проект вызвал большой резонанс как в образовательной среде, так и среди моих коллег-депутатов, о чем свидетельствует тот факт, что в проект нового закона уже на данном этапе предложено около 600 поправок. Думаю, все присутствующие здесь едины в понимании необходимости повышения качества образования в нашей стране, выводе его на новый уровень, в авангард процессов модернизации».
С.Журова высказалась за необходимость включения в законопроект ряда направлений, недостаточно в нем освещенных:
«В проекте нового закона отсутствует понятие «инклюзивного образования». Но ведь благодаря внедрению этого подхода и обеспечивается доступность образования для всех. Как мы помним, одним из упреков в адрес прежнего закона об образовании было именно недостаточное обеспечение доступности образования. Инклюзивное образование предполагает особое отношение системы образования к потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Стоит определить основы нормативного регулирования получения образования для таких ребят, в том числе в домашних условиях. Статьи о сетевом, дистанционном, электронном обучении в проекте закона есть, но все же они в данном случае являются методами по отношению к социально-ориентированному инклюзивному подходу в образовании.
Развитие электронного образования должно быть отдельным направлением в законе, поскольку обеспечивает во многом ускоренное экономическое развитие, как показывает опыт ряда стран, успешно практикующих электронное образование.
В новом проекте закона есть определение «воспитания», но отсутствует понятие «воспитательной внеучебной деятельности». Думаю, что этот пробел стоит устранить. Иначе из образовательного процесса уйдет эта необходимая форма работы. Ведь именно воспитательная работа позволяет формировать те ценности, об утрате которых мы так часто слышим: о патриотическом воспитании, ответственности, долге, развитии коммуникативных навыков, социального интеллекта – все это формируется не только и не столько в учебном процессе, но в большей степени вне его, во время интеллектуально-развивающих мероприятий, в работе различных добровольческих молодежных социально-ориентированных объединений, лагерях творческого актива и т. д. И если ответственность за координацию воспитательной внеучбной деятельности не будет возложена на школы и вузы, мы опять откатимся на несколько десятилетий назад, в «воспитательный вакуум» девяностых, когда вместе с идеологией развалилась вся система воспитания в образовании. Большую озабоченность вызывает судьба сельских малокомплектных школ. Проект закона не позволяет составить представление о том, каким образом будут решены их проблемы.
В мой адрес поступили предложения о внесения поправок в законопроект от Русской школьной библиотечной ассоциации, на которые я сегодня так же хочу обратить ваше внимание. Эти изменения касаются включения деятельности библиотек в отдельные статьи закона, поскольку в сегодняшнем варианте текста законопроекта вопросы комплектования библиотек, библиотечного обслуживания, статуса библиотекаря присутствуют скорее по умолчанию, в статьях «и другие…». Неправильно, что библиотеки «выпали» из образовательного процесса.
Нам необходимы изменения законодательства в пользу семейных детских садов. Ведь если частным детским садам не нужно будет получать лицензию на образовательную деятельность, то это станет стимулом для развития данного направления частного бизнеса, больше педагогов смогут получить работу, а родители смогут оставлять ребенка в саду хотя бы на неполный рабочий день. Сейчас проблема с детскими садами в регионах стоит очень остро, мы знаем об огромных очередях в детские сады, и эти очереди, в конечном итоге, могут стать причиной ухудшения демографической ситуации, поскольку возможность устроить ребенка в детский сад – очень важный фактор для семьи.
Надеюсь, что мы детально проанализируем законопроект и сможем учесть все необходимые для совершенствования образовательной системы замечания. Желаю всем продуктивной работы!»
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ