13 октября Комитет по образованию, провел в режиме видеотрансляции парламентские слушания на тему: «О проекте нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации».
Законопроект, пока еще не внесенный в Госдуму, проходит общественное обсуждение.
В слушаниях приняли участие депутаты, представители федеральных и региональных органов власти, органов законодательной власти субъектов Федерации, образовательного сообщества — всего около пяти тысяч человек из 77 субъектов Федерации.
Открыла и вела слушания заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова
Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
. Она отметила, что закон касается каждого учителя, каждой семьи, каждого члена общества, поэтому должен быть понятен каждому. Заместитель Председателя Госдумы призвала участников слушаний высказывать критические замечания к проекту. «Наша задача сделать его качественным», — сказала она. По словам самой С.Журовой, в подготовленном проекте «не совсем четко и так, как надо» отражен вопрос инклюзивного образования, не четко определено электронное дистанционное обучение. Не регламентирована в достаточной степени воспитательная внеурочная деятельность, незаслуженно обойдены вниманием школьные библиотеки и малокомплектные сельские школы.
Председатель Комитета по образованию Григорий Балыхин
Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, сообщив, что законопроект может быть окончательно оформлен и внесен в Госдуму в декабре, назвал закон «судьбоносным». Отметив, что «сорок миллионов граждан России так или иначе имеют отношение к системе образования», Г.Балыхин подчеркнул: «Именно система образования формирует и воспитывает личность, обеспечивает передачу молодому поколению накопленных обществом знаний и ценностей, открывает дорогу к жизненному успеху».
Закон, по словам председателя Комитета, должен создать необходимые условия для эффективного решения задач кадрового обеспечения муниципального сектора экономики, обеспечить кадровые потребности базовых отраслей промышленности, содействовать интеграции России в глобальные международные образовательные инициативы и проекты, а также создать гражданам условия для получения полноценного образования и обеспечить духовно-нравственное развитие молодого поколения.
По оценке Г.Балыхина, в проекте нового закона сохранены оправдавшие себя на практике базовые принципы и нормы российского образовательного законодательства. Признается равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность. Расширяется круг субъектов, имеющих право на образовательную деятельность. Закрепляется право на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями. Под действие закона должны попасть правоотношения, которые ранее регулировались только на уровне подзаконного акта. Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
Вместе с тем, в проекте отсутствуют положения о начальном профобразовании, академии исключены из системы высшего образования, а колледжи включены в перечень учреждений первой ступени высшего образования. Исключена возможность семейного образования.
«Принципиальными» вопросами, на которые должно быть обращено особое внимание, Г.Балыхин назвал социальное обеспечение студентов (проект не предусматривает социальную стипендию); создание условий для повышения статуса педагогических и научно-педагогических работников (соответствующей главы в проекте пока нет). По мнению Г.Балыхина, вместе с проектом нового закона об образовании должны быть разработаны поправки в другие законодательные акты.
Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина
Мизулина
Елена Борисовна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
указала на необходимость восстановления воспитания как непременной составляющей образовательного процесса. По ее словам, процессы модернизации образования и укрепления семьи «должны идти рука об руку». Е.Мизулина также указала на недопустимость конфликтов родителей и детей в результате предстоящей реформы образования: «Что такое школа или детский сад, где дети с одной стороны, вроде бы, бесплатно обучаются, но в то же время часть услуг — платные? Мы создадим конфликты между детьми. Они будут говорить: ты можешь купить, я не могу. И между родителями».
Председатель Государственного Совета Республики Коми Марина Истеховская обратила внимание участников слушаний на то, что центральные и региональные вузы могут оказаться в неравном положении. Согласно проекту при расчете бюджетного финансирования высшего образования по программам подготовки бакалавров и специалистов в расчете на одного студента будут учитываться результаты ЕГЭ. «Чем выше результат ЕГЭ студента, тем больший объем средств будет направлен в вуз, и наоборот, — пояснила М.Истеховская. — С более высокими результатами ЕГЭ дети едут учиться в центральные города России и редко возвращаются обратно. В региональные вузы поступают дети с более низкими результатами ЕГЭ». По словам М.Истеховской, заложенный в проекте принцип финансирования приведет к снижению качества специалистов, которых будут готовить в регионах. Кроме того, по ее словам, в проекте отсутствует правовое регулирование взаимодействия учреждений профобразования и работодателей.
Председатель Рязанской областной Думы Аркадий Фомин
Фомин
Аркадий Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
предложил четче регламентировать вопросы дистанционного образования: уточнить его формы, требования к организации образовательного процесса, регламентировать вопросы подготовки кадров для работы с электронными технологиями, «расшифровать понятие «индивидуальная программа», предусмотреть возможность получения непрерывного образования детьми с ограниченными возможностями.
Директор Института возрастной физиологии РАО Марина Безруких указала на отсутствие в проекте норм, закрепляющих механизмы разработки, апробации и принятия федеральных государственных стандартов образования.
Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин
Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
в числе «плюсов» законопроекта отметил нормы о бессрочном лицензировании в сфере образования, о введении образовательного кредитования, об образовании в области искусства, о государственном обеспечении детей с ограниченными возможностями в специальных интернатах. К недостаткам проекта О.Смолин отнес ликвидацию начального профобразования, отмену льгот по жилью для сельских учителей, отмену льгот для инвалидов при поступлении в вузы, введение аутсорсинга в образовании, а также страхование гражданской ответственности качества образования.
Председатель Комитета Законодательного Собрания Красноярского края по образованию, науке и культуре Василий Нечаев отметил, что в проекте не регламентирована деятельность семейных детских садов.
Директор Тульского государственного машиностроительного колледжа имени Никиты Демидова Евгений Климов заметил, что проект не содержит требования о том, что региональные нормативы финансирования образовательных учреждений должны быть не ниже федеральных. «Такое положение приведет к созданию неравных условий финансирования даже для однотипных образовательных учреждений, расположенных в одном регионе, но разной подчиненности. Следствием будет миграция педагогических кадров, отставание в развитии материальной базы, падение качества образования», — сказал он.
Депутат Валерий Селезнев
Селезнев
Валерий Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
считает, что в законе должны быть определены требования доступности образовательных объектов. Это важно для интеграции в систему образования детей с ограниченными возможностями.
Первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко
Драпеко
Елена Григорьевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 214 (Северо-Восточный – город Санкт-Петербург)
, говоря об образовании в сфере искусства, предложила приравнять ассистентуру по статусу к аспирантуре. «Следует понимать, что высокие творческие достижения в области искусства по своему значению для страны равнозначны высоким достижениям в науке», — пояснила она.
Первый заместитель губернатора Вологодской области Иван Поздняков затронул проблему малокомплектных школ. Он отметил, что действующий закон об образовании предусматривает возможность финансирования таких школ независимо от количества обучающихся, в новом проекте такое положение исключено.
«Сегодня судьбу этой категории школ определяет сельский сход. Предложенная редакция документа отменяет данное требование, вступая в противоречие с законом о местном самоуправлении. Исполнительная власть на местах в условиях нормативно-подушевого финансирования будет вынуждена резать по живому», — пояснила депутат Архангельского областного Собрания депутатов, директор Холмогорской школы имени Ломоносова Римма Томилова. По ее словам, качество сельских дорог, а зачастую их отсутствие, не позволяет детям каждый день ездить в школу, расположенную в нескольких километрах от их сел и деревень, количество интернатов при школах существенно сократилось, а оставшиеся не отвечают современным требованиям.
Заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Роднина
Роднина
Ирина Константиновна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 118 (Дмитровский – Московская область)
указала не отсутствие в проекте статьи, регламентирующей вопросы образования в области спорта, а ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов — на отсутствие статьи, определяющей деятельность методической службы.
Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Виктор Шудегов
Шудегов
Виктор Евграфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
предложил приравнять педагогического работника по статусу к государственному или муниципальному служащему.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ