Вопросы организации дорожных фондов обсудили на парламентских слушаниях в Государственной Думе 7 октября 2010 года

7 октября 2010 года Комитет по строительству и земельным отношениям совместно с Комитетом по транспорту провели парламентские слушания на тему: «Проблемы и перспективы финансирования дорожной отрасли в Российской Федерации. Дорожные фонды». В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ассоциаций и объединений дорожных организаций, саморегулируемых организаций, руководителей научных и отраслевых организаций.

Открывая парламентские слушания, председатель Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум Шаккум Мартин Люцианович Шаккум
Мартин Люцианович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0120 (Красногорский – Московская область)
отметил, что цель, которую перед собой ставили организаторы мероприятия – предметно обсудить вопросы законодательного обеспечения финансирования дорожного хозяйства, функционирования отрасли в рамках системы целевых дорожных фондов, а также возможные направления повышения эффективности расходов бюджетов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог.

Участники слушаний в своих выступлениях отмечали, что действующая система финансирования дорожного хозяйства на федеральном и региональном уровнях не отвечает задачам эффективного функционирования отрасли, не создает достаточных условий для развития транспортной инфраструктуры страны.

М.Шаккум напомнил, что несколько месяцев назад Президент России Д.Медведев поставил задачу рассмотреть вопрос о возврате к системе дорожных фондов и к целевым источникам финансирования дорожного хозяйства. Говоря о преимуществах системы дорожных фондов, председатель Комитета отметил более эффективное использование средств, предсказуемость источников и размеров дорожного финансирования, возможность планировать дорожные работы в долгосрочной перспективе и т. д. Такая система, по его мнению, хорошо зарекомендовала себя в 90-е годы. «В то время как катастрофическими темпами шло падение ВВП, система дорожных фондов функционировала по сравнению с 

нынешними временами, можно сказать, исключительно эффективно», – отметил депутат.

«Сейчас мы имеем некую концепцию возврата к этой системе. Уже внесены поправки в Бюджетный кодекс, к подразделу дорожное хозяйство добавлены положения о дорожных фондах. Но этого недостаточно. Мы рассчитываем, что в ближайшее время Министерство транспорта и Министерство финансов внесут поправки в Бюджетный кодекс, чтобы в части общих доходов федерального бюджета на три года были закреплены 295, 258 и 258 миллиардов рублей соответственно на дорожные фонды с их последующей индексацией», – сказал М.Шаккум. По его словам, в состав источников министерства планируют включить акцизы на бензин, доходы от использования имущества автодорог, плату за проезд автотранспорта массой свыше 12 тонн и т. д. «Мы очень надеемся, что поправками будет урегулирован вопрос о переносе остатков средств неиспользованных до конца года фондом средств», – отметил парламентарий. На финансирование региональных дорожных фондов, по его словам должны пойти акцизы на нефтепродукты за исключением тех средств, которые идут в федеральный фонд, а также транспортный налог, 8,3% налога на прибыль организаций, налоги на доходы от использования имущества территориальных дорог и т. д. Таким образом, основную фискальную нагрузку, за счет которой обеспечивается сохранение и развитие транспортной сети, будут нести пользователи автомобильных дорог, получающих от них основную выгоду.

По мнению М.Шаккума, успешность работы существовавших дорожных фондов определялась двумя факторами: «закрепленными источниками финансирования и определенной самостоятельностью администрации фондов, которая работала на результат». Возрождаемые дорожные фонды должны работать по этому же принципу, уверен депутат.

Говоря о закрепленных во внесенном в Государственную Думу проекте федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012–2013 годов, председатель Комитета заявил, что «их недостаточно». «Паспорт программы «Автодороги» по финансированию не менялся, однако в бюджете средства уменьшены. Без их увеличения норматив на ремонт автодорог не будет выполнен». Недофинансирование федеральной дорожной сети в 2011–2013 годах на уровне 413,5 миллиардов рублей, говорится в проекте рекомендаций парламентских слушаний. «Если учесть нормативную потребность на ремонт и содержание автомобильных дорог, то дефицит финансовых ресурсов составит порядка 1 триллиона рублей в ближайшие три года».

Заместитель министра транспорта Олег Белозеров, участвуя в слушаниях, заявил, что нормативам в России соответствует меньше 40% федеральных автотрасс, а рост автомобилизации за последние несколько лет вырос в разы, именно поэтому российские дороги требуют срочного ремонта. Но если вопрос с созданием федерального дорожного фонда и его финансированием можно считать решенным, то вопрос с созданием региональных фондов четко не решен. «У Минтранса четкая позиция по этой ключевой проблеме: обязанность создания дорожных фондов субъектами Федерации должна быть закреплена законодательно», – заявил замминистра. Без создания целевых фондов в регионах, средства которые будут направляться из федерального бюджета «будут размыты». Он напомнил, что речь идет об увеличении акциза на нефтепродукты к 2013 году на 3 рубля за литр и перечислении 69 процентов от собираемой суммы на региональные дороги.

Заместитель министра финансов Александр Новак подчеркнул, что Минфин предлагает прописать законодательно общие принципы формирования минимального объема федерального дорожного фонда и источники его финансирования. Всего их предлагается девять. По его словам, внесение целевых источников в Бюджетный кодекс противоречило бы принципам

бюджетного законодательства. Поэтому Минфин предлагает регулировать этот вопрос в рамках бюджета. Министерство согласилось с нормой, по которой финансовые остатки фонда будут переходить на другой финансовый год без их сокращения. Что же касается региональных дорожных фондов, то здесь А. Новак заявил, что для регионов должна быть зафиксирована возможность, а не обязанность создания фондов. Он сослался на мнение «ряда регионов», которые вообще не хотят создавать никаких дорожных фондов, а предпочли бы сохранить действующую систему. Он также сообщил, что по предложению субъектов Федерации, будут меняться подходы к финансированию региональных дорог: нормативы по субъектам будут исходить из протяженности и видов автодорог, а также количества автотранспорта и потребления топлива. Так в 2012 году соотношение составит: по 35 процентов – дороги и количество автотранспорта, 30 процентов – потребление топлива. А уже в 2013 году соотношение составит: 30 – 30 – 40 процентов.

Участники парламентских слушаний приняли за основу подготовленный организаторами проект рекомендаций. По словам М.Шаккума он будет доработан и в ближайшее время направлен Правительству и в субъекты Федерации.

Правительству рекомендуется:

1. Ко второму чтению подготовить и внести в Государственную Думу поправки к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», предусматривающие:

—закрепление целевых источников доходов федерального и региональных целевых дорожных фондов;

—зачисление в указанные фонды фактических поступлений целевых источников доходов;

—запрет на изъятие неиспользованных остатков средств указанных фондов;

—обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации формировать региональные целевые дорожные фонды;

—не распространение принципа «совокупного покрытия расходов» на целевые дорожные фонды.

2. Обеспечить своевременное принятие подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для функционирования федерального целевого дорожного фонда, включив в них следующие позиции:

—предоставить право Министерству транспорта Российской Федерации самостоятельно утверждать расходы по дорожным объектам в рамках программы дорожных работ федерального целевого дорожного фонда на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу;

—обеспечить распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на автомобильные дороги регионального и местного значения с учетом необходимости выравнивания финансовых возможностей регионов по финансированию дорожного хозяйства;

—предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации только при условии соблюдения установленных параметров формирования и функционирования региональных целевых дорожных фондов;

— утвердить порядок информационного обеспечения деятельности федерального целевого дорожного фонда и региональных целевых дорожных фондов, включая предоставление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации плановых и отчетных показателей о финансировании и фактическом исполнении программы дорожных работ и публикации данных материалов на официальных сайтах в сети Интернет;

3. При формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, а также в случае получения дополнительных доходов федерального бюджета в 2011 году предусмотреть финансирование федерального целевого дорожного фонда в объеме, позволяющем обеспечить достижение целей, установленных Транспортной стратегией на период до 2030 года, в том числе в части субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на дорожное хозяйство.

4. Обеспечить тесную координацию федеральной и региональных программ дорожных работ в рамках системы целевых дорожных фондов.

Государственной Думе рекомендовано рассмотреть возможность увеличения доходов федерального целевого дорожного фонда на 2011–2013 годы с целью их приведения в соответствие с показателями подпрограммы «Автомобильные дороги».

Субъектам Российской Федерации рекомендуется:

1. Обеспечить формирование региональных целевых дорожных фондов, начиная с 1 января 2011 года.

2. Определить минимальный объем источников доходов региональных целевых дорожных фондов на уровне, позволяющем обеспечить

финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог в соответствии с утвержденными нормативами затрат.

3.Сформировать условия для стимулирования создания целевых дорожных фондов в муниципальных образованиях.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ