Павел Завальный выступил в ходе «правительственного часа» с Игорем Артемьевым

В нефтяной отрасли для развития конкуренции необходимо совершенствование механизмов биржевой торговли: развитие организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона на российскую нефть, уверен Председатель Комитета по энергетике
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный

В своем выступлении Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный Завальный Павел Николаевич Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
отметил, что если говорить о развитии конкуренции в энергетике, отрасли ТЭК по этому критерию можно разделить условно на две группы. Об этом он сказал, выступая в ходе «правительственного часа» с руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым.

«Первая группа – нефтяная и угольная отрасли, функционирующие в мировом рынке и по его правилам, в условиях фактической конкуренции на продукцию их производства как внутри страны, так и вне ее. В них достаточное количество игроков, работают биржевые ценовые индикаторы», — полагает он.

Смотрите также

Основные проблемы в части тарифообразования в этих сферах, по словам Павла Завального, связаны с тарифами на транспортировку, прежде всего, по железной дороге. Так, затраты угольных компаний с 2010 г. по 2019 г. выросли в 1,9 раз при поставке угля внутри страны и в 2,1 раза при поставках на экспорт. Несоблюдение принципов долгосрочности действия и предсказуемости тарифов на услуги ОАО «РЖД» в части перевозки угля ведет к нестабильности поставок на внутренний и внешний рынок. Эту проблему нужно решать. Кроме того, в угольной отрасли полезным для конкуренции будет развитие инструментов биржевой торговли.

«В нефтяной отрасли для развития конкуренции необходимо совершенствование механизмов биржевой торговли: развитие организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам. Комитет поддерживает работу ФАС в этом направлении», — сказал Председатель Комитета по энергетике.

К группе отраслей ТЭК, где существуют проблемы с развитием конкуренции, Председатель Комитета по энергетике отнес газовую промышленность и электроэнергетику.

«Регулируемые государством и искусственно сдерживаемые для основного производителя оптовые цены на газ, которые субсидируются за счет экспорта, незначительные объемы биржевой торговли, которые в этих условиях не могут формировать адекватные ценовые индикаторы, непрозрачное тарифообразование на транспортировку, — все это мешает и развитию самой отрасли, и развитию межтопливной конкуренции, и повышению энергетической эффективности экономики страны, является препятствием для экономически обоснованной газификации и сдерживает ее темпы. В конечном итоге, с учетом доли газа в энергобалансе, все это снижает конкурентоспособность всей экономики страны», — заявил Павел Завальный Завальный Павел Николаевич Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
.

Наиболее проблемной он считает электроэнергетику. Конкуренция на оптовом рынке, формирование которого считается одним из наиболее заметных итогов реформы отрасли, ограничивается при помощи разного рода искусственных механизмов, таких как перекрестка и ДПМ, и на сегодня составляет менее 50%, конкуренция на розничном рынке электроэнергии фактически отсутствует, работа сетевого комплекса далека от эффективности. Среди основных проблем в сфере тарифного регулирования в электроэнергетике Председатель Комитета по энергетике выделил перекрестное субсидирование населения в тарифах на передачу электроэнергии; рост субсидирования потребителей со стороны генерации в рамках регулируемых договоров на оптовом рынке; сокращение рыночного сектора на оптовом рынке, увеличение доли регулируемых механизмов, таких как ДПМ, разного рода надбавок — межрегионального субсидирования, поддержки ВИЭ, мусоросжигательных заводов и др.