За ФАС в случае принятия документа во всех трех чтениях будет законодательно закреплено право на получение персональных данных и данных об абонентах услуг связи, включая сведения о динамических и статических IP-адресах и о принадлежности абонентских номеров юридическим лицам.
Отмечается, что эти сведения не относятся к тайне связи, но при обращении к операторам ФАС сталкивается с отказом предоставить запрашиваемые данные без решения суда. Запрет на уведомление о проведении внеплановой проверки будет распространен на все расследования по антиконкурентным соглашениям. Действующая норма закона предусматривает случаи, когда о внеплановой проверке нужно предупреждать за 24 часа.
При этом предложено увеличить с трех до четырех лет срок давности по делам о нарушении антимонопольного законодательства, а при наличии признаков преступления — до шести лет.
Допускается смягчение административной ответственности или освобождение от нее для лиц, добровольно сообщивших о сговоре.
Создание реестра
Законопроектом предусмотрено создание реестра участников картельного сговора. В него будут заносить после первого нарушения и сразу на три года. Порядок формирования и ведения реестра определит Правительство.
Картели — серьезная угроза конкуренции, они не способствуют повышению качества и ассортимента продукции и услуг, приводят к росту цен и вредят потребителям. По оценкам экспертов, ущерб от антиконкурентных соглашений на товарных рынках и торгах составляет 1,5–2% ВВП ежегодно. Рост цен на товарных рынках по вине картелей достигает 18%, а в случае с трансграничными и международными картелями — 23%. Еще одно негативное последствие сговоров на торгах — увеличение бюджетных расходов (ежегодный объем госзакупок — 30 трлн рублей).