Государственная Дума приняла в первом чтении внесенные Президентом РФ поправки в Уголовный кодекс, ограничивающие
возможность применять в отношении предпринимателей уголовную статью об ответственности за организацию преступного сообщества. Также поправками
смягчается ответственность за нарушение требований валютного законодательства.
Инициатива была внесена Президентом в ответ на прозвучавшую в ходе «Прямой
линии» просьбу предпринимательского сообщества.
По словам Вячеслава Володина
Володин
Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область)
, «задача государства создать условия для
развития бизнеса, чтобы предпринимательское сообщество чувствовало себя
защищенным».
«В настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс ограничивает заключение под стражу в качестве меры пресечения по целому ряду экономических статей. Однако действующая редакция статьи 210 УК дает возможность обходить установленный запрет», — сказал Председатель ГД.
«Недопустимо, когда совершившие экономическое преступление предприниматели осуждаются по той же статье, что и члены ОПГ только из‑за того, что компания, в которой они работают, имеет организационно-штатную структуру. Принятая сегодня в первом чтении инициатива Президента позволит исключить такие ситуации», — подчеркнул он.
Что предложено в законопроектах
В ст. 210 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за организацию преступного сообщества или преступной организации либо участие в них, первым законопроектом предлагается внести уточнение, в соответствии с которыми после окончательного одобрения закона, под действие данной статьи не подпадают учредители, руководители и работники юридических лиц или их структурных подразделений только в силу организационно-штатной структуры организации и совершения какого‑либо преступления в связи с осуществлением предпринимательской либо иной экономической деятельности.
Как пояснял Председатель профильного Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников
Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, исключение составят случаи, когда такая организация (или ее структурное подразделение) была заведомо создана для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.
Вторым законопроектом предлагается изменить условия привлечения к ответственности за деяния, связанные с нарушением требований валютного законодательства РФ о зачислении или о возврате денежных средств.
Так, ст. 15.25 КоАП о нарушении валютного законодательства дополняется новой частью 5.2. В ней предусматривается административная ответственность за нарушение резидентом обязанности по репатриации валюты (по однократно проведенным валютным операциям, или по неоднократным операциям в течение года) в сумме свыше 100 млн рублей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Рассмотрение дел об указанных правонарушениях предлагается отнести к подведомственности судей.
В случае если лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за такое деяние, совершит его повторно, то к нему будут применяться уже уголовные нормы. В этих целях вносятся изменения в статью 193 УК РФ. Одновременно с этим в УК РФ устанавливаются суммы крупного и особо крупного размера нерепатриированных денежных средств: крупный размер — в сумме от 100 млн рублей, особо крупный – 150 млн рублей. Также предлагается закрепить равную повышенную уголовную ответственность за указанные деяния, совершенные как группой лиц по предварительному сговору, так и организованной группой.
Кроме того, предлагается дополнить части 4, 4.1, 5 статьи 15.25 КоАП, предусматривающих административную ответственность за нарушение требований валютного законодательства о зачислении или о возврате денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Санкции за эти нарушения дополняются административным наказанием в виде предупреждения. При этом уточняется, что ответственность за повторное совершение указанных правонарушений наступает в случае, если лицо ранее было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.
Помимо этого, предлагается пересмотреть суммы налоговых недоимок по налоговым преступлениям. В этих целях вносятся изменения в статьи 198–199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ, касающиеся определения крупного и особо крупного размера неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов и иных обязательных платежей. Устанавливаются фиксированные пороговые значения указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключая возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).