Приняты во втором чтении поправки о декриминализации дисциплинарной ответственности пограничников

Законопроектом предлагается исключить из УК РФ положения об уголовной ответственности пограничников, действие или бездействие которых могло бы повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, но каких-либо общественно опасных последствий не наступило
Уголовный кодекс

Государственная Дума приняла во втором чтении поправки в статьи 340 и 341 Уголовного кодекса РФ, совершенствующие порядок привлечения к уголовной ответственности пограничников. Их авторами стала группа депутатов во главе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым Пискарев Василий Иванович Пискарев
Василий Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
 и Председателем Комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым Крашенинников Павел Владимирович Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Законопроектом предлагается разграничить уголовную и дисциплинарную ответственность пограничников.

В соответствии с действующей статьей 341 УК РФ нарушение правил пограничной службы является преступлением и влечет за собой уголовную ответственность как в случае причинения вреда интересам безопасности государства, так и в тех случаях, когда вред действиями пограничника причинен не был, но такое могло случиться. И в то же время, в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих», существует возможность привлечения нарушителя правил несения службы к дисциплинарной ответственности.

Как пояснил суть изменений их соавтор Василий Пискарев, это создает правовую коллизию, которую законопроект и призван устранить. Также действующая норма ведет к произвольному применению закона, «что недопустимо, и об этом уже четко высказал свою правовую позицию Конституционный суд», сказал он.

Потому законопроектом предлагается исключить положения, предусматривающие возможность привлечения к уголовной ответственности, лица, входящего в состав пограничного наряда или исполняющего иные обязанности пограничной службы, за нарушение им правил несения пограничной службы, если это деяние могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства. Таким образом, уголовная ответственность будет наступать, только если это деяние повлекло причинение вреда интересам безопасности государства.

Также предлагается исключить уголовную ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства. Уголовная ответственность, как указывают авторы законопроекта, также будет наступать, только если это деяние повлекло причинение вреда интересам безопасности государства.

Кроме того, поскольку в настоящее время призыв на военную службу в пограничные органы не осуществляется, законопроект предусматривает исключение из статьи 341 УК РФ наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

«Поддерживая законопроект, мы, безусловно, идем по пути гуманизации уголовного законодательства и в полной мере реализуем один из основных его принципов – принцип справедливости», — отметил Василий Пискарев.