Резолюция была принята ассамблеей в ходе зимней сессии 28 января. Как пояснил глава российской делегации, заместитель Председателя Государственной Думы Петр Толстой
Толстой
Петр Олегович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 199 (Люблинский – город Москва)
, процедура реагирования на нарушения национальными делегациями своих уставных обязанностей создавалась в соответствии с решениями заседания Комитета министров в Хельсинки 17 мая 2019 года. Целью их было преодоление системного кризиса в организации, вызванного противоправными ограничениями прав российской делегации в ПАСЕ.
«В июне прошлого года ключевые права национальных делегаций, включая право голоса, были выведены из‑под санкционного инструментария, в результате чего права нашей делегации были восстановлены в полном объеме, и мы смогли вернуться к работе», — рассказал Петр Толстой.
Однако при разработке совместной процедуры реагирования (так называемого трехстороннего механизма), регламентирующего процедуру приостановления представительства стран — членов Совета Европы, важнейшие решения, принятые в мае в Хельсинки, не были учтены, а поправки российской делегации, призванные привести резолюцию в строгое соответствие с ними, были отклонены, пояснил он.
В связи с этим российская делегация заявляет, что работа над механизмом должна быть продолжена, а «самоприсвоенные полномочия по ограничению прав национальных делегаций по политическим основаниям» должны быть исключены из Регламента ассамблеи. Кроме того, российская делегация настаивает на том, что «совместная процедура не должна иметь обратной силы и может применяться только в отношении новых и наиболее грубых нарушений статьи 3 Устава Совета Европы».
«Надеемся, что работа над проектом процедуры на площадке Комитета министров будет продолжена в конструктивном ключе и позволит выйти на такие решения, которые укрепляли бы Совет Европы, а не проводили бы в нем новые разделительные линии», — говорится в заявлении.