«Они
проделали очень большую работу, собрали и обобщили информацию от муниципалитетов по всей стране», — заявил Первый заместитель руководителя
фракции «Единая Россия», президент ОКМО Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
Анализ позволил выявить тенденции, наиболее сильно влияющие сегодня на развитие территорий в стране. Всего в докладе определено восемь трендов, формирующих ближайшие перспективы местного самоуправления.
В первую очередь отмечена мобильность системы муниципальных полномочий, сообщил он. Законодательством предусмотрена гибкая система регулирования и делегирования, и это правильное решение для большой страны. «Когда регионы и муниципалитеты сильно отличаются друг от друга, вопрос разграничения полномочий между уровнями власти является ключевым, — заметил депутат. – У местных администраций может быть больше или меньше полномочий, в зависимости от местных условий. ОКМО отмечает, что требуют совершенствования механизмы определения и учета самих местных условий, иначе возможны перекосы, нарушающие работу муниципалитета».
Следующий важнейший тренд связан с потребностями финансирования местных бюджетов. Финансы должны соответствовать объему полномочий, указал Виктор Кидяев. «Сейчас доходы муниципалитетов ежегодно растут, но уровень межбюджетных трансфертов остается очень высоким — 65% от всех доходов. Причем большую часть составляют субвенции на исполнение делегированных государственных полномочий. ОКМО считает, что требуется методика оценки стоимости муниципальных полномочий, иначе нельзя определить, сколько на самом деле нужно денег местным бюджетам», — отметил депутат.
Среди прочих трендов отмечен дефицит квалифицированных кадров в органах местного самоуправления, повышенное внимание надзорных и контролирующих органов, активизация гражданского участия в решении вопросов местного значения, необходимость применения цифровых технологий на местном уровне.
Исходя из этих трендов, ОКМО сформировал основные предложения по докладу.
Прежде всего, предлагается разработать и принять долгосрочную «Стратегию развития местного самоуправления в Российской Федерации», одним из ключевых направлений которой должна стать муниципальная экономика.
Стратегия должна учитывать возможности, обязанности и потребности муниципалитетов, обращать внимание на расслоение по численности населения, размеру территории, преобладающим формам экономики и т. д. Для каждой категории предлагается разработать свои инструменты управления.
Предлагается определить статус агломерации как особой формы муниципального образования или как формы межмуниципального сотрудничества. Возможно, этот вопрос следует урегулировать в федеральном законодательстве.
Кроме того, муниципалы предлагают уточнить в нормативной базе методы использования муниципалитетами внебюджетных источников, самообложения, общественного бюджетирования и кооперации, муниципально-частного партнерства и концессий.
Конгресс также считает необходимым включить в число приоритетов государственной стратегии цифровизацию муниципального управления и развитие оперативной «обратной связи» с населением.
Предлагается ввести в федеральное и региональное законотворчество новый принцип – принцип сообщества, когда любое важное изменение в профильном федеральном законе будет предваряться широким обсуждением в среде экспертов, с привлечением объединений муниципалитетов и жителей.
Указывается также необходимость создать единую процедуру выявления и учета мнения местных сообществ и отдельных групп граждан по важным для них вопросам местного значения. Это позволит повысить уровень доверия жителей ко всей системе власти.
Предлагается расширить образовательные программы, включая школьные, тематикой местного самоуправления и общественного участия в управлении территорией проживания. Это скажется не только на воспитании в людях чувства хозяина своей земли, любви к малой родине и ответственности за нее, но и перспективно – на формировании местного актива населения, на качестве подготовки кадров для муниципальной службы.
Также указывается на необходимость изменить систему оценки контрольно-надзорной деятельности: ее эффективность не должна рассчитываться по количеству наложенных на муниципалитеты санкций. В основу предлагаемого подхода должны быть заложены интересы граждан.
Президентом страны поставлены задачи по прорывному развитию территорий, напоминает конгресс, а без сильной местной власти невозможно полноценно эти территории развивать ни в экономическом, ни в управленческом смысле.
Поэтому ОКМО считает необходимым мобилизовать весь экспертный и интеллектуальный потенциал российских муниципалитетов и федеральных министерств на описанных в докладе вопросах.
Съезд Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО) работает в Москве на площадке Государственной Думы. В нем принимают участие более 700 делегатов из всех регионов страны. Они представляют муниципальные образования всех видов, от отдельных небольших сельских поселений до районов и округов, включающих несколько населенных пунктов на общей территории.
К участию приглашены представители федеральных министерств и региональных правительств, члены Совета Федерации, депутаты ГД, эксперты в сфере местного самоуправления.
ОКМО – это одна из крупнейших в стране ассоциаций муниципалов, созданная в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления». Учредителями являются советы муниципальных образований всех субъектов РФ.