Круглый стол на тему «Вопросы законодательной поддержки модернизации нефтепереработки» был организован по инициативе Комитета по энергетике.
Как отметил,
открывая мероприятие, член Комитета Юшаа
Газгиреев
Юшаа Орснакиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, отвечающий за данное направление, сегодня основу отрасли составляют 30
нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) разного профиля. Отрасль характеризуется
высокой концентрацией производства. Около 85% мощностей по переработке нефти
находятся в собственности ВИНК. Большинство НПЗ входит в состав нефтяных и нефтегазовых компаний, на них приходится 82,6% первичной переработки нефти в России.
Кроме крупных НПЗ переработку нефти и производство нефтепродуктов осуществляют газоперерабатывающие заводы (ГПЗ), небольшие независимые НПЗ и мини-НПЗ, количество которых в России более 50.
В 2018 году объем нефтепереработки превысил 287 млн т., Россия по этому показателю находится на третьем месте в мире. А вот по глубине переработки (83%) мы отстаем и от США (95%), и от Европы (85–90%), и от ряда азиатских стран.
Несмотря на то, что комплексная модернизация нефтепереработки в России ведется уже более восьми лет (она началась в 2011 году в рамках четырехсторонних соглашений, подписанных нефтяными компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом), в отрасли сохраняются значительные проблемы. Среди них недостаточно высокая глубина переработки нефти, зависимость от импортного оборудования и катализаторов, высокая энергоемкость производства, низкие темпы внедрения новых технологий и неэффективность территориальной структуры расположения НПЗ.
Директор Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России Антон Рубцов сообщил, что за первое полугодие текущего года объем первичной нефтепереработки составил 137 млн т., что немного ниже показателей предыдущего года. Это связано как с внешней конъюнктурой, так и с ситуацией на внутреннем рынке и вынужденной заморозкой цен на ГСМ. Но считать это негативной тенденцией нельзя, это лишь временные колебания.
По мнению министерства, в налоговой сфере сегодня нормативная база вполне достаточна для дальнейшего развития нефтепереработки. Последние нормативные решения, в том числе по отмене экспортных пошлин, обозначили правила игры в данном секторе на период до 2024 года и дальше, создали ряд серьезных стимулов, таких как, например, обратные акцизы. Главными направлениями в развитии отрасли должны быть развитие отечественных технологий нефтепереработки и более четкая ориентация ее на нефтехимию, то есть на последующее производство продукции высоких переделов.
Начальник отдела Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора Владимир Нарышев, в чье ведение входит мониторинг выполнения четырехсторонних соглашений, отметил снижение темпов модернизации и введения новых нефтеперерабатывающих мощностей после 2015 года. Так, согласно четырехсторонним соглашениям компании планировали за период 2015–2020 годов ввести 95 млн тонн новых мощностей вторичной переработки нефти. В настоящий момент из них введено 14% (13,4 млн тонн), 32% (30,5 млн тонн) исключено из планов. Физический износ основных фондов по‑прежнему вызывает опасения.
Снижение темпов развития отрасли констатировал и заместитель начальника Управления ТЭК ФАС России Константин Коньков. Недопроизводство бензинов по сравнению с целевыми показателями, заложенными в четырехсторонних соглашениях, на данный момент составляет более 600 тыс. тонн, дизеля – около 900 тыс. тонн. Среди причин – отставание в темпах модернизации, неблагоприятная для отечественной нефтепереработки внешняя рыночная конъюнктура, санкционное давление и последствия налогового маневра.
Член Совета Федерации Юрий Важенин назвал период 2011–2015 годов золотым веком отечественной нефтепереработки. Но сегодня, увы, он закончился, а полноценных рыночных условий так и не было создано. Налоговый режим более чем нестабилен, те же правила ценообразования на ГСМ менялись за последний год трижды; не созданы условия для строительства новых мощностей, развития конкуренции производителей, практически нет отечественных технологий и оборудования.
Чтобы снять эти проблемы, необходимо принятие комплекса законодательных решений, в том числе необходима реформа налогообложения, направленная на создание положительной маржинальности нефтепереработки, создание системы льгот для ускоренного завершения модернизации НПЗ, снятие лишних административных барьеров в том числе в части градостроительства, норм пожарной и промышленной безопасности, гармонизация российских технических норм и стандартов в нефтепереработке с международными.
Также на круглом столе выступили представители компаний, отраслевых общественных организаций и экспертных институтов. Представители отрасли оценивают ситуацию в отрасли не слишком оптимистично, прежде всего, для малых и независимых переработчиков, которые были вынуждены закрывать предприятия. По их мнению, сегодня между развитием экономики и бюджетом государство очевидно выбирает бюджет, а рыночные условия таковы, что экспорт сырой нефти выгоднее, чем ее переработка. Определенные опасения вызывают и решения, связанные с отменой экспортных пошлин, поскольку возникают риски роста цен на нефтепродукты, особенно на фоне замедления роста спроса ни них.
Среди озвученных предложений к законодателям и регуляторам есть достаточно радикальные: рассмотреть возможность сохранения экспортной пошлины, фиксации акцизов на ГСМ на какой‑то период, вернуться к вопросу о лицензировании нефтепереработки в том или ином виде. При этом представители государства и отрасли сходятся на том, что для дальнейшего развития необходимо скорректировать проект Энергостратегии России на период до 2035 года в связи с изменением показателей и перспектив потребления бензина и дизельного топлива в транспортном секторе, а также оперативно разработать ряд дополнительных мер стимулирования развития нефтегазопереработки в связке с нефтегазохимией, включая программы импортозамещения и создание системных инструментов финансирования проектов по созданию и модернизации объектов нефтепереработки.