Вячеслав Никонов: уровень образования в России – во многом заслуга людей, которые работают в этой сфере

В ходе больших парламентских слушаний, посвященных проблематике отечественного образования Председатель Комитета по образованию и науке обозначил приоритетные направления, требующие внимания профессионального сообщества и государства для поступательного развития сферы
Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов
Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов

В Государственной Думе в понедельник, 24 июня, прошли большие парламентские слушания, посвященные проблематике отечественного образования. Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов Никонов Вячеслав Алексеевич Никонов
Вячеслав Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
обозначил приоритетные направления, требующие внимания профессионального сообщества и государства для поступательного развития сферы.

Председатель Комитета отметил, что качество образования зависит от большого количества факторов: культура знаний в стране и культура родителей, раннее развитие детей и дошкольное образование, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные образовательные программы, материально-техническое обеспечение и компьютеризация, качество государственного управления и качество законов. «Но в первую очередь, конечно, все зависит от людей – от тех, кто учит и от тех, кто учится. И зависит от государства», — подчеркнул он.

Смотрите также

Сегодняшний уровень образования в России – это действительно во многом заслуга людей, которые работают в этой сфере, считает Вячеслав Никонов. Российская система образования предлагает лучшую начальную школу в мире, что приводит к тому, что в дальнейшем российские специалисты очень востребованы повсеместно. «Но ясно, что мы не можем удерживать эти позиции, имея 98-е место по финансированию образования. Отсюда проблема кадров», — сказал он.

«Молодежь хочет жить сразу, не хочет жить когда‑то, когда ей удастся добиться каких‑то больших вершин, — заметил депутат. – Ясно, что нельзя надеяться на то, что выпускники педвузов пойдут в школы, имея те ставки, которые сейчас существуют. И об этом мы сегодня очень много говорили».

По мнению Председателя Комитета, схема оплаты труда педагогов, предложенная Министром просвещения Ольгой Васильевой – 70% от средней по экономике региона – поможет продвинуть сферу вперед и привлечь молодежь в школы. Эту инициативу Комитет поддерживает, сообщил Вячеслав Никонов. 

Также он подчеркнул роль вспомогательного персонала в системе образования. «У нас происходило сокращение вспомогательного персонала в школах все последние годы, причем такого необходимого, как, скажем, логопеды или дефектологи. Это тоже упирается в деньги», — отметил парламентарий.

По мнению Председателя Комитета, решение проблемы второй смены в школах также зависит от финансирования. «Не может быть качественного образования во вторую и третью смену, — заявил он. – Президент поставил цель ликвидировать вторую и третью смену к 2025 году. С нынешним уровнем финансирования мы сможем ликвидировать третью смену к 2024 году, но ликвидация второй смены – это очень важная проблема».

Отдельно депутат затронул вопрос предоставления питания в школах.

 «Государственной Думой подготовлен законопроект, но он идет очень плохо. Если кто‑то в Правительстве думает, что Государственная Дума отступится от своей позиции в этом вопросе по питанию в школах, то эти люди в Правительстве явно заблуждаются. Мы намерены здесь идти абсолютно до конца. Проблема очень важная», — сказал Вячеслав Никонов.

Говоря о еще одной теме обсуждения слушаний – малокомплектных школах – Вячеслав Никонов отметил, что необходимо «нормативно определить, что такое «малокомплектные школы», и нужно очень сильно учитывать региональную специфику». «Не Минфин должен решать, какой должен быть норматив финансирования малокомплектных школ, а региональные власти, потому что им в их в конкретном субъекте Федерации виднее. Безусловно, расходы на малокомплектные школы ни в коем случае нельзя считать расходами неэффективными или даже нецелевыми, как порой считают в Минфине», — добавил Вячеслав Никонов.

Парламентарий также обратил внимание на такую проблему, как излишняя бумажная отчетность в школах и детских садах. «Отчетности, проверки действительно зашкаливают. Если пришли проверять – проверяйте все в конце августа, и больше чтобы вас не было. Законом определено, какая информация должна быть на сайте образовательной организации – это исчерпывающая информация. Никакой другой информации никто запрашивать не должен, — сказал Вячеслав Никонов. – Нельзя удовлетворять свое любопытство, чисто бюрократического свойства, за счет времени учителей, того времени, которое должно быть отведено на учеников».

Также, по его мнению, органам контроля за образованием необходимо создавать стимулы для того, чтобы дети старших классов не прекращали заниматься по всем тем предметам, по которым они не сдают ЕГЭ. «Здесь много разных рецептов: от восстановления среднего базового аттестата при поступлении в высшие учебные заведения до расширения количества экзаменов и так далее», — указал депутат.

В заключение Вячеслав Никонов отметил, что «сегодня тема номер один в топе новостей – это якобы предстоящее сокращение бюджетных мест в вузах». Он обратил внимание, что «на самом деле Министерство рассчитало, что будет при нынешней демографической ситуации и сохранении формулы 800 бюджетных мест на 10 тыс. молодежи в возрасте от 17 до 30 лет».

«У нас закончилась демографическая яма, сейчас количество выпускников школ будет увеличиваться, а это значит, что мы должны будем, и обязательно это сделаем, пересмотреть эту формулу с тем, чтобы ни в коем случае у нас не сокращалось количество бюджетных мест, — подчеркнул Вячеслав Никонов. – Оно не будет сокращаться, я вам обещаю как Председатель Комитета. Мы эту формулу обязательно пересмотрим, чтобы наша страна становилась более образованной, нам нужно как можно больше образованных людей, а не меньше».

Парламентарий также отметил, что ранее депутатами Государственной Думы был принят закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и появляются стратегии развития России в самых разных направлениях. «Но до сегодняшнего дня и в обозримой перспективе у нас нет стратегии развития образования, ни стратегии развития общего образования стратегии, ни стратегии развития функционального образования. Без такой стратегии мы не можем выработать наше видение будущего, потому что именно ради будущего мы все работаем и живем», — резюмировал Вячеслав Никонов.