Участники «круглого стола» в Госдуме обсудили законопроект об обязательном медицинском страховании
30 июня Комитет по охране здоровья провел «круглый стол», посвященный законодательным аспектам модернизации системы обязательного медицинского страхования.
Участники «круглого стола» — депутаты, представители органов исполнительной власти, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховых компаний, работодателей, профсоюза работников здравоохранения — обсудили законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», внесенный депутатами Госдумы.
Вела «круглый стол» председатель Комитета Ольга Борзова
Борзова
Ольга Георгиевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. Она сообщила, что месяц назад законопроект был разослан в регионы для подготовки замечаний. «К сожалению, замечания из субъектов Федерации поступили в минимальном количестве», — сказала председатель Комитета. Первое чтение проекта планируется на 7 июля.
Первый заместитель председателя Комитета Николай Герасименко
Герасименко
Николай Федорович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
— один из авторов законопроекта — отметил, что сложившаяся система ОМС не выполнила тех функций, которые на нее возлагались. «Нет реального права выбора ни больницы, ни страховой компании, ни лечащего врача, — сказал он. — По сути система не стала страховой. Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи не полностью обеспечена финансированием. Каждая территория работает по своей системе медицинского страхования. Нет единства и в определении тарифов, особенно тарифов на неработающее население. Не достаточно отработаны экспертиза и контроль качества. И пациенты, и медики не довольны нынешней системой».
Внесенный депутатами законопроект об обязательном медицинском страховании, по словам Н.Герасименко, не является революционным. Проект закрепляет принципы осуществления обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования. Определены субъекты ОМС (в их число входят Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), их правовой статус и механизмы взаимодействия.
Существенно изменены роль и права застрахованных лиц, к которым отнесено и неработающее население.
В соответствии с законопроектом пациент сможет выбирать медицинскую организацию и врача, получать медицинскую помощь в любой медицинской организации, работающей в системе ОМС.
В случае принятия закона все застрахованные лица будут иметь страховой полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории России. Законопроект предполагает ведение единого регистра застрахованных лиц и персонификацию объемов оказанной медицинской помощи. При этом исключается право работодателя и органов государственной власти субъектов Федерации на выбор страховых компаний.
Тарифы на оплату медицинской помощи будут едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в одной медицинской организации.
По словам Н.Герасименко, одним из важнейших положений законопроекта является норма, направленная на создание конкуренции между медицинскими организациями. «Если раньше частные медицинские организации имели доступ к системе медицинского страхования по разрешительной системе, то теперь вводится заявительный порядок участия в системе ОМС для медицинских организаций. Создаются равные условия для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частнопрактикующих врачей», — сказал он.
В 2011–2012 годы предполагается за счет бюджета федерального фонда ОМС профинансировать программу модернизации здравоохранения.
По словам Н.Герасименко, концепция закона заслуживает одобрения. Вместе с тем, «есть ряд вопросов», требующих обсуждения перед вторым чтением. В частности, не ясно, как будет закупаться новое оборудование, если средства на его финансирование будут включены в страховой тариф. «То же самое касается и коммунальных платежей, которые платятся независимо от того, сколько принято больных», — сказал Н.Герасименко. «Серьезные проблемы», по мнению депутата, могут возникнуть, если у пациента будут неограниченные права лечиться там, где он захочет. «Если все поедут лечиться в областной центр и страховые деньги пойдут туда, что станет с районными больницами? Ограничения необходимы», — сказал он.
По мнению проректора ГОУ ВПО Высшей школы экономики Сергея Шишкина, порядок реализации права выбора пациентом медицинской организации должен устанавливаться Правительством.
Заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин уверен, что выбор всегда будет ограничен естественными факторами.
Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Юрин отметил, что с принятием закона правила ОМС будут едиными на всей территории России. «Сегодня каждый субъект Федерации утверждает свои правила, — сказал он. — Это вызывает вопросы у тех людей, которые переехав из одного субъекта или временно находясь в другом субъекта, временно не могут получить квалифицированную помощь. Законопроект стирает границы не только между муниципальными образованиями, но и между субъектами Российской Федерации. Наша задача — обеспечить человеку качественную медицинскую помощь, и совершенно необязательно для этого привязывать его к тому субъекту Федерации, где он проживает».
А.Юрин особо подчеркнул, что ОМС — это часть государственного социального страхования. «Оно не может быть в чистом виде коммерческим страхованием, потому что тогда это совершенно иные тарифы, это выбор страховой компанией застрахованного, то есть страховая компания сможет отказать в страховании тяжелобольному, пожилому. В предложенной концепции никакого отказа быть не может и государство гарантирует работу системы», — пояснил он.
Представитель Счетной палаты Анатолий Семенченко, отметив, что с принятием закона фонд обязательного медицинского страхования наконец обретет правовой статус, остановился на вопросах, которые, по его словам не урегулированы в законопроекте. В частности, он предложил сохранить за работодателем право подавать заявление о выборе страховой компании в интересах застрахованного, включить в базовую программу стоматологическую и реабилитационную помощь. Кроме того, по его словам не ясно, кто и из каких средств будет платить налог на землю и на имущество.
Участники «круглого стола» поддержали концепцию закона. Против принятия законопроекта в представленном виде высказался только вице-президент РСПП Виктор Черепов. Он сообщил, что подробные замечания к тексту законопроекта будут направлены в Комитет по охране здоровья.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ