Иван Мельников: Парламентское Собрание Союза Беларуси и России реализует решения президентов по сближению стран

В преддверии сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Первый заместитель Председателя Государственной Думы, заместитель Председателя Парламентского Собрания Иван Мельников рассказал в интервью сайту ГД о том, каких решений стоит ждать от сессии и как развивается межпарламентское сотрудничество двух государств
Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников
Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников

— 17 июня состоится очередная сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Чему она будет посвящена и каких решений от нее можно ожидать?

Повестка насыщенная. Ключевой вопрос, который будут обсуждать депутаты Парламентского Собрания: ход реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы. Этот документ носит программный характер. В нем закреплены те задачи и пути их решения, которые являются стратегическими для целей союзного строительства. Комиссии Парламентского Собрания регулярно анализируют динамику выполнения Приоритетных направлений в соответствии со своей компетенцией. Слова эти звучат казенно, но за ними – конкретная работа. 

Так что предстоит предметный заинтересованный разговор. Посмотрим, как идет выполнение решения, принятого на предыдущей сессии Парламентского Собрания. Тогда шла речь об итогах выполнения резолюции Высшего Государственного Совета Союзного государства от 30 июня 2017 года «Об отмене роуминга на территории Союзного государства». 

Напомню, депутаты Парламентского Собрания сочли, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерство связи и информатизации Республики Беларусь не сумели найти решение данного вопроса. Им было предложено активизировать работу по выработке необходимых для отмены роуминга решений.

Смотрите также

Обсудим отчет о деятельности Парламентского Собрания в прошедшем 2018 году, а также рассмотрим предложения в План-график работы на 2020 год в связи с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Не нужно объяснять, насколько это важно с учетом того, что сегодня наш Союз – главный страж исторической памяти и правды. Депутаты предлагают посвятить празднованию юбилея запланированную на 2020 год научно-практическую конференцию. Вероятно, проведем ее в международном формате с приглашением парламентариев и иных представителей других стран. Предлагаем принять и заявление Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в связи с празднованием 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, призванное отразить отношение союзных парламентариев к попыткам пересмотреть итоги войны.

Наконец, заслушаем информацию председателя Молодежной палаты о проделанной работе и о планах на будущее. Палате уже два года, она состоялась, появился свой опыт, им есть о чем рассказать.

В этом году исполняется 20 лет подписанию Договора о создании Союзного государства. Как менялось, развивалось межпарламентское сотрудничество за эти годы и чего удалось достичь?

С каждым новым годом своей работы Парламентское Собрание расширяло формы и методы своей деятельности. Сейчас союзные парламентарии не ограничиваются только проведением заседаний комиссий и парламентских сессий. С 2002 года один раз в два года мы проводим Научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы строительства и развития Союзного государства». С 2006 года регулярно проходят заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства. Состоялось уже 58 заседаний. С 2017 года Парламентское Собрание начало регулярно проводить парламентские слушания. В рамках этих мероприятий обсуждаются вопросы, отнесенные Договором о создании Союзного государства к полномочиям Парламентского Собрания, в том числе вопросы унификации законодательства.

Не стоит забывать, что важную роль в вопросах межпарламентского сотрудничества играет международная деятельность депутатов Парламентского Собрания. На сегодняшний день Парламентское Собрание имеет статус постоянного наблюдателя при таких авторитетных межпарламентских организациях, как Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств, Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности, Межпарламентский Союз, Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества и Межпарламентская Ассамблея Православия. Выступая с докладами и сообщениями, депутаты Парламентского Собрания являются активными проводниками согласованной внешней политики государств — участников Договора о создании Союзного государства.

Одной из форм межпарламентской деятельности Парламентского Собрания является и участие его представителей в составе миссий СНГ по наблюдению за выборами в высшие органы власти государств — участников СНГ и других стран. 

Кроме того, депутаты Парламентского Собрания входят в состав Межпарламентской комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству. Одним из результатов деятельности этой комиссии стала инициатива проведения Форума регионов Беларуси и России. Первый форум прошел 5–6 июня 2014 года в Минске. В нынешнем году с 16 по 18 июля в Санкт-Петербурге пройдет уже VI Форум регионов.

— Одним из ключевых направлений межпарламентского взаимодействия является сближение законодательства двух стран. Как бы вы оценили результаты этой работы?

Согласно статье 40 Договора и в соответствии со своим Регламентом Парламентское Собрание идет даже дальше слова «сближение», оно содействует «унификации» законодательства государств-участников. 

Эта очень сложная, очень ювелирная работа началась еще в Парламентском Собрании Сообщества Беларуси и России – еще до подписания Договора о создании Союзного государства. 

По мере становления и развития белорусско-российского интеграционного объединения менялись и правовые полномочия Парламентского Собрания. Прошли, по сути, через три этапа. Первый этап: с 1996 года во времена Сообщества Беларуси и России, этап «модельных законов». Второй этап: с 1997 года, во время Союза Беларуси и России – это этап нормативных правовых актов, имеющих статус законодательной рекомендации Союза, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию парламентами государств-участников в целях унификации их законодательства. Третий этап: с декабря 1999 года, уже в рамках Договора о создании Союзного государства – законы и Основы законодательства.

Реализуя свои полномочия по принятию нормативных правовых актов, имеющих статус законодательных рекомендаций Союза Беларуси и России, Парламентское Собрание подготовило и приняло проекты законов: «О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России», «О финансовых промышленных группах», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О единых подходах в пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей – граждан государств — участников Союза Беларуси и России».

Наряду с ними приняты проекты нормативных правовых актов «О порядке разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета Союза Беларуси и России» и «О гидрометеорологической деятельности». В первом чтении приняты проекты нормативных правовых актов: «О порядке рассмотрения, принятия и вступления в силу законов Союза Беларуси и России», «О гражданстве Союза», «О союзной собственности», «Об инвестиционной деятельности», «О защите экономической конкуренции».

Полномочие Парламентского Собрания принимать нормативные правовые акты, имеющие статус законодательной рекомендации, сыграло на определенном этапе существенную роль в содействии унификации законодательства Беларуси и России. Однако в связи с тем, что с принятием Договора о создании Союзного государства Устав Союза Беларуси и России прекратил действие, Парламентское Собрание утратило право принимать акты, имеющие статус законодательной рекомендации. Договор предусмотрел право принятия законов Союзного государства, имеющих прямое действие, а также подлежащих имплементации Основ законодательства. Но это возможно только при наличии двухпалатного парламента Союзного государства. Право внесения законопроектов и процедура их принятия подробно изложены в статье 43 Договора. На сегодняшний день полномочия по принятию и контролю за исполнением бюджета Союзного государства – единственные, которые реализуются Парламентским Собранием в полном объеме. В этих условиях союзные парламентарии активно ищут и применяют на практике иные способы осуществления нормотворческих полномочий.

— Каким образом?

— Например, в ходе разработки и принятия Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014–2017 годы), а в дальнейшем – разработки и принятия Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы депутаты Парламентского Собрания уделяли большое внимание вопросам нормативного регулирования задач, решаемых в различных сферах союзного строительства.

Они также приняли активное участие в масштабной работе по мониторингу исполнения положений Договора о создании Союзного государства, а также сравнительно-правовому анализу законодательства Беларуси и России. Результаты этой работы легли в основу проекта Концепции сближения законодательства государств — участников Договора о создании Союзного государства. 

После доработки проекта, его утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства и разработки программы поэтапного сближения национального законодательства государств-участников Концепция станет действенным инструментом создания единого правового пространства Союзного государства.

По каким еще направлениям будет развиваться межпарламентское взаимодействие в 2019 и 2020 годах?

— Безусловно, будет продолжена работа на всех тех направлениях, о которых я уже говорил. Кроме того, одним из возможных направлений деятельности Парламентского Собрания в 2019 году может стать взаимодействие с рабочими группами по выработке предложений о дальнейшем развитии белорусско-российской интеграции, созданными в Республике Беларусь и Российской Федерации по итогам прошедших в конце 2018 года встреч президентов двух стран. Выстраивание взаимодействия с рабочими группами может идти как по официальным каналам от имени Парламентского Собрания, так и по линии депутатов Парламентского Собрания, вошедших в состав рабочих групп.

Сегодня мы имеем два важных фактора, которые являются попутным ветром для активизации этой работы. 

С одной стороны, это те новые импульсы, которые дают к сближению Президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин. С другой стороны, это деловые качества нынешнего Председателя Парламентского Собрания Вячеслава Володина Володин Вячеслав Викторович Володин
Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, который в любой работе нацелен на практическое продвижение вопросов и совершенно конкретный четкий результат.

Думаю, в ближайшей перспективе нам удастся наладить обмен планами законопроектной работы между Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации, а также предусмотреть направление национальными парламентами в Парламентское Собрание планов своей законопроектной деятельности.

Продолжим практику принятия через национальные парламенты нормативных актов, устраняющих препятствия, возникающие в сфере обеспечения равных прав граждан Беларуси и России в сферах социально-трудовых отношений, образования, здравоохранения и миграции. Союзные парламентарии будут активно участвовать в работе по созданию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом Союзного государства. Планов сейчас много, и есть уверенность, что им суждено быть реализованными.