Юрий Липатов: «Необходимы прозрачные правила формирования цены на нефтепродукты, адекватная система налогообложения и интенсивное развитие биржевой торговли» (29 июня 2010 года)

29 июня 2010 года Председатель Комитета по энергетике Юрий Липатов Липатов Юрий Александрович Липатов
Юрий Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
выступил на заседании Комиссии по законодательному обеспечению деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций и коммерческих организаций с государственным участием по теме: «Ситуация на рынках реализации нефтепродуктов и динамика цен на автомобильное топливо»:

«Каждый год весной и осенью и Правительство, и региональные власти и законодатели разных уровней обсуждают проблемы стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а цены растут, причем независимо уже от цен на нефть на мировых рынках.

Так при падении в период кризиса цены на нефть более чем в 3 раза цена на бензин на внутреннем рынке снизилась на 2 – 3 рубля на короткий летний период и к ноябрю снова поднялась на докризисной уровень, тогда как цена на нефть далека от этого уровня и вряд ли его достигнет. А в США от падения цен на нефть потребители только выиграли и платят сегодня около 50 центов за литр – в два раза меньше, чем россияне. Эксперты на разных уровнях спорят о причинах этого явления, а решения вопроса так и нет. Мировая же практика показывает, что этому есть объяснение. И оно напрямую связано с монополизмом на региональных розничных рынках нефтепродуктов.

Мы поддерживаем меры, предпринимаемые Правительством по развитию конкуренции, в т. ч. биржевой торговли нефтепродуктами. Заслуживает одобрения и поддержки деятельность ФАС по борьбе с монополизмом на рынке нефтепродуктов. Но как можно в правовом поле доказать факты монопольного сговора при отсутствии прозрачной и понятной формулы определения цены на нефтепродукты? И бессмысленно обвинять в монополизме ВИНК и призывать их к социальной ответственности, для них по определению извлечение прибыли является основной задачей бизнеса.

Решение вопроса в данном случае не зависит от бизнеса и не требует ни кардинального изменения системы налогообложения в целом, ни привлечения дополнительных средств из бюджета. Здесь, в первую очередь, необходимы прозрачные правила формирования цены на нефтепродукты, адекватная система налогообложения и интенсивное развитие биржевой торговли. В мерах, предлагаемых ФАС все это присутствует и они неоднократно обсуждались и на площадке ГД по инициативе Комитета по энергетике.

В частности, что касается развития биржевой торговли, по нашему мнению в первую очередь необходимы: разработка условий и критериев, при которых органы исполнительной власти признают формируемые биржей ценовые индикаторы в качестве рыночных цен; создание условий препятствующих манипулированию рынком нефтепродуктов; вовлечение в процесс биржевой торговли максимального количества ресурсов нефтяных компаний при продаже на базисах ФСО НПЗ, поддержание всеми нефтяными компаниями равномерности предложения и реализации ресурсов в течении месяца; вовлечение в процесс биржевой торговли государственных заказчиков; запуск торгов производными финансовыми инструментами на нефтепродукты.

Вопрос в том, когда обсуждение и принятие всего комплекса предложенных мер будет завершено ФАС совместно с профильными министерствами и выработана согласованная политика Правительства по этому вопросу. Ведь вопрос стоимости топлива сегодня стал уже не столько экономическим, сколько социальным и сопоставим по значимости с вопросами прямой соцподдержки населения, с той лишь разницей, что он касается всех слоев населения – от молодежи до пенсионеров, и оттягивать его решение значит усугублять и без того сложное материальное положение граждан.

Для справки: затраты на бензин (не на «Мерседес», а на «Жигули») составляют около 8 – 10 % дохода среднестатистической российской семьи и превышают затраты на продовольствие, одежду, обувь, а за рубежом не более 2–3% налогообложения.

В целом же одних мер антимонопольного регулирования безусловно недостаточно, поскольку проблема носит системный характер и отражает состояние развития отрасли в целом. В числе наиболее острых проблем отрасли, требующих оперативного реагирования и адекватной законодательной поддержки: неудовлетворительное состояние российской нефтепереработки; монопольное положение вертикально интегрированных нефтяных компаний, так называемых ВИНК, созданных в процессе приватизации для предотвращения развала отрасли и развития рыночной среды, ставшее сегодня тормозом развития рыночных отношений в отрасли; отсутствие прозрачной системы ценообразования на продукцию нефтепереработки и неоправданная зависимость цены на нефтепродукты от налогов и сборов».