Сергей Гаврилов рассказал о правоприменении закона о добровольчестве и волонтерстве

По мнению Председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, обновленное законодательство, в частности, позволяет защититься от недобросовестности со стороны псевдодобровольческих организаций, а также позволяет фильтровать и проверять волонтерские организации
Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов
Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов

Спустя год с момента вступления в силу закона о волонтерстве потенциал благотворительности и добровольчества растет. Об этом заявил Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов Гаврилов Сергей Анатольевич Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
.

«Для реализации закона в течение года были приняты соответствующие акты и регламенты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также подведомственных государственных учреждений и иных организаций с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями, центрами поддержки волонтерства. Это особенно актуально для реализации молодежной политики через вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность. Практическая польза волонтерского труда является и морально-этической ценностью и несет определенный экономический эффект», — сказал парламентарий.

По словам Сергея Гаврилова, в связи с совершенствованием нормативного регулирования волонтерства были расширены правовые условия осуществления волонтерами своей деятельности, в частности, определены механизмы взаимодействия между волонтером и благополучателем либо юридическим лицом на договорной основе, были внесены изменения в налоговое законодательство.

«Например, с 1 мая прошлого года действует новая редакция пункта 6 статьи 420 НК РФ. Напомним, что данной статьей определены объекты обложения страховыми взносами и перечислены выплаты и вознаграждения, которые не отнесены к таким объектам. Согласно изменениям не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты добровольцам (волонтерам) в рамках исполнения заключаемых гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев (волонтеров). Исключением являются расходы на питание, если их размер превышает сумму суточных, предусмотренную пунктом 3 статьи 217 НК РФ, то есть 700 рублей за каждый день при нахождении волонтера на территории РФ и 2 500 рублей за каждый день, если в соответствии с заключенным договором возлагаемые на волонтера обязанности выполняются за границей. Вместе с тем в пункте 3.1 статьи 217 НК РФ не содержатся ограничения в отношении возмещения расходов на питание добровольцев (волонтеров) в случае осуществления ими благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности без выезда за пределы их места жительства», — добавил Председатель Комитета.

При применении освобождения от налогообложения, предусмотренного п. 3.1 и 3.2 ст. 217 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в соответствии с федеральным законом о волонтерстве условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности должны быть закреплены в гражданско-правовом договоре, предмет которого — безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание им услуг. Также необходимо принимать во внимание цели благотворительной деятельности, перечень которых приведен в п. 1 ст. 2 данного закона.

«Вместе с тем стоит отметить, что, например, привлечение иностранных лиц в качестве волонтеров не осталось бесконтрольным, и как раз договор в этом случае важен. В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора. Исключений для волонтеров законодательством не установлено. Следовательно, некоммерческая организация при заключении гражданско-правового договора с волонтерами обязана уведомлять территориальный орган МВД России. Для осуществления своей деятельности в благотворительной организации иностранным гражданам — волонтерам также необходимо получение патента», — сообщил Сергей Гаврилов.

«Если говорить о практике применения закона о волонтерстве не только в контексте развития и расширения волонтерства в целом, а конкретно защиты прав и выявлений нарушений, то могу сказать, что действующее обновленное законодательство позволяет защититься от недобросовестности со стороны псевдо-добровольческих организаций, позволяет фильтровать и проверять организации, которые выкладывают многочисленные фотоматериалы в социальных сетях, не занимаясь при этом никаким международным волонтерским обменом, а преследуя совсем другие цели. Причем это могут быть не только предпринимательские цели. Поэтому в настоящее время вопросы, с одной стороны, баланса, а с другой стороны — контроля в отношений сектора некоммерческих организаций, находятся в особом поле зрения. Важно, чтобы деятельность была направлена на достижение социально полезных целей. В этом суть государственной политики в области содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности», — резюмировал Сергей Гаврилов.