«Мы
вчера и сегодня в рамках Совета законодателей обсуждали реализацию Послания
Федеральному Собранию Президента России, ваше Послание, Владимир Владимирович.
Также обсуждали реализацию национальных проектов. Хотелось бы поделиться
выводами и предложениями, которые были выработаны за эти два дня.
Нам важна слаженная работа, работа с Правительством, с региональными органами власти, когда мы говорим о реализации национальных проектов. Без этой слаженной работы мы не достигнем результата, потому что законы, которые сегодня принимаются – это в большинстве своем законы рамочные, и во исполнение федерального законодательства необходимо принимать законы региона, необходимо принимать подзаконные акты. Только в этом случае можно будет реализовать те задачи, которые вы поставили перед нами в рамках послания.
Говоря о Государственной Думе, можно уже подвести итог проделанной работы. На сегодняшний день приняты 22 закона, 23 законопроекта прошли первое и второе чтение, пять подготовлены к рассмотрению, оставшиеся 26 инициатив – в стадии разработки. Мы ожидаем, что в весеннюю сессию большая их часть поступит к нам от Правительства.
Поэтому нам хотелось бы завершить работу по запуску национальных проектов уже в весеннюю сессию. Надеюсь, что сегодняшний и вчерашний разговоры подтолкнут нас к этому, и мы качественно выполним эту часть работы.
Нам важно, чтобы работа не затягивалась, и мы понимаем свою ответственность. Именно от этого зависит и качество, и время реализации национальных проектов.
Об одном вопросе, который мы уже решили, хотелось бы сказать отдельно. Речь идет о внесении корректировок в положения 44-ФЗ. Работа завершена, и она показала, что мы можем многое сделать, если будем анализировать правоприменительную практику и исходить из того, что законы должны улучшаться. Это крайне важно, потому что многое в нашей жизни принималось впервые, и конечно хочется, чтобы мы не наступали постоянно на грабли, совершенствуя законодательные решения, развивали и экономику, и создавали условия, в первую очередь, для тех, кто хочет себя реализовать. Исходя из анализа правоприменительной практики, работая с вместе Правительством, мы вышли на принятие 128 поправок в федеральный закон, который регулирует государственные закупки. Под его действие подпадает сумма порядка 6 трлн 700 млрд рублей. Это огромные средства. Он показал на начальном этапе свою эффективность, порядка 6% экономии достигается за счет реализации этого закона.
Но время не стоит на месте, и, говоря об анализе правоприменительной практики, мы все сошлись во мнении, что многие нормы закона должны быть улучшены, что и старались сделать в рамках уже принятых решений.
Мы считаем, что правильно было бы продолжить эту работу и в дальнейшем перейти от бумажного документооборота к электронному, учитывая, что сегодня такие технологии есть и они позволяют существенно улучшить качество законов, которые ранее были основаны именно на бумажном документообороте.
Если говорить о 44-м федеральном законе, который Совет Федерации поддержал в понедельник, и сейчас он поступит к вам, Владимир Владимирович, на подпись, мы смогли сократить в среднем на 30% закупочные процедуры. Это серьезный шаг вперед.
Для примера – с 10 дней до одного дня уменьшен срок регистрации извещения проведения закупки при внесении изменения в план-график. С семи календарных дней до трех сокращен период рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, скорректированы нормы о включении в реестр недобросовестных поставщиков с 10 до пяти дней. Все это стало возможным за счет развития технологий, но также было принято много фундаментальных решений.
Не так давно вы, Владимир Владимирович, давали поручение о необходимости внесения изменений в 44-й закон в отношении учреждений культуры.
Предложения, которые звучали от представителей учреждений культуры, Союза театральных деятелей, библиотек, театров, музеев, мы рассмотрели вместе с Правительством и вышли на принятие изменений, которые учитывают специфику именно этой отрасли.
Этот закон будет также у вас на подписи на этой неделе.
Считаем, что нормы, которые были нами внесены, позволят более эффективно решать задачи обеспечения деятельности театров, библиотек, музеев, для того, чтобы более творчески подходить к решению задач, которые перед ними стоят.
Хочется сказать и о том, что в ходе обсуждения вопросов, связанных с реализацией нацпроектов, мы все сошлись во мнении, что необходимо перестроить работу и ответственно подойти каждому на своем участке.
По данным Федерального казначейства, кассовое исполнение нацпроектов на 17 апреля составляет 383 млрд 300 млн рублей из предусмотренных бюджетом 1 трлн 700 млрд, это пока лишь 22,3%.
Получив это финансирование, регионы направили на реализацию нацпроектов на ту же дату только 32 млрд – это 5,6%. Сегодня у нас уже заканчивается апрель. Понятно, что дальше регионам необходимо будет провести конкурсы. Даже если закон вступит в силу, а мы в этом вопросе вели достаточно напряженную дискуссию с Правительством, и надо отдать должное Председатель Правительства нас поддержал в этом вопросе, потому что изначально предполагалось, что нормы закона вступят в силу с 1 октября, но в ходе этого диалога выходим на предложение, которое предполагает, что нормы закона вступят в силу уже с 1 июля.
Это значит, что даже ускоренные процедуры приведут к запуску многих проектов только лишь во втором полугодии.
Задачи вы поставили амбициозные. Решая их, мы, в первую очередь, решаем такие вопросы как улучшение жизни наших граждан, мы достигаем других результатов и в области конкурентноспособности нашей страны.
Нужно сделать все для того, чтобы мы тратили время более эффективно. В этой связи хотел бы получить вашу поддержку решения, которое можно было бы принять в связи с тем, что бюджет страны принимается до 1 декабря.
Как правило, Президент подписывает бюджет, и закон вступает в силу с 10 декабря. В течение пяти дней после того, как закон о федеральном бюджете подписан Президентом, Министерство финансов доводит до всех уведомление или право на заключение договоров, после чего каждое министерство, ведомство, регион может уже дальше реализовывать проект с 1 января следующего года. И собственно, все для этого есть.
Можно было бы посмотреть, чтобы в этой связи профильные министерства, а речь как раз идет о них, принимали нормативную базу, из‑за отсутствия которой получается, что средства начинают поступать ГРБС (главным распорядителям бюджетных средств) либо в апреле, либо еще хуже – в июле текущего года.
Профильные министерства могли бы принять нормативную базу как минимум на три планируемых года, на срок, на который принимается федеральный бюджет, либо на весь срок реализации национальных проектов.
В этом случае мы сэкономим огромное количество времени, и это позволит, самое главное, запускать процедуры, тем более, что мы скорректировали нормы 44-го закона, и можно будет с уверенностью спрашивать за то, что работы начнутся с марта.
Сегодня у нас эта работа иногда начинается, как я уже говорил, и в мае, и в июне, и в июле, а потом это все сказывается на качестве работ, и возникают проблемы, которые потом лишь дискредитируют хорошее дело и сворачивают все эти процессы, не достигая тех результатов, которые должны быть.
Вот то, о чем хочется попросить и еще раз хочется сказать слова благодарности за то, что вы находите в своем напряженном графике возможность встретиться с Советом законодателей – это представители не только всех регионов, но и руководители комитетов Государственной Думы, Совета Федерации – и обсудить вопросы, которые у нас накопились и являются важными и приоритетными.
Спасибо большое!»