В пояснительной записке к документу отмечается, что законопроект «подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США». Так, в подписанном Президентом США документе декларируется принцип «сохранения мира силой», Россия же впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак, откровенно говорится о наказании», указывают авторы законопроекта.
«В этих условиях необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, повышения надежности работы российских интернет-ресурсов», — говорится в пояснительной записке.
В проекте закона, в частности,
определяются необходимые правила маршрутизации трафика, организуется контроль
их соблюдения, создается возможность для минимизации передачи за рубеж
данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи. Законопроектом вводятся
новые понятия: «точка обмена трафиком», «номер автономной системы».
Также поправками на госорганы, органы местного самоуправления, ГУПы и МУПы, государственные и муниципальные учреждения при осуществлении взаимодействия в электронной форме, в т. ч. с гражданами и организациями, возлагается обязанность обеспечивать возможность осуществления такого взаимодействия в соответствии с правилами и принципами, установленными нацстандартами РФ в области криптографической защиты информации, утвержденными в соответствии с ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
На Роскомнадзор возлагаются функции по координации обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования интернета на территории России.
Также определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Предусматривается возможность установки на сетях связи техсредств, определяющих источник передаваемого трафика. Техсредства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика. Создается инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам.
Кроме того, вводится необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности Рунета.
«Попытки называть рассматриваемый законопроект «китайским файерволом» или «законом об автономном интернете» не имеют ничего общего с сутью законодательной инициативы. Речь идет о создании дополнительных условий
для стабильной работы российского сегмента интернета в условиях попыток оказать
какое‑то воздействие на сеть извне Российской Федерации. Задача законопроекта в том, чтобы вне зависимости от внешних или внутренних условий интернет был
доступен российским пользователям, электронные государственные услуги и онлайн-банкинг были доступны в полном объеме, а разнообразные коммерческие
сервисы, к которым уже привыкли граждане, смогли бесперебойно и стабильно
работать», — отметил Председатель Комитета по информационной политике,
информационным технологиям и связи Леонид Левин
Левин
Леонид Леонидович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0147 (Лермонтовский – Пензенская область)
, представляя
законопроект на пленарном заседании.