Участники парламентских слушаний в Госдуме обсудили проблемы модернизации педагогического образования

13 апреля Комитет по образованию провел в режиме видеотрансляции парламентские слушания на тему: «Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования».

В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, представители Министерства образования и науки, представители органов государственной власти и органов местного самоуправления из 81 субъекта Федерации, работники системы образования.

Открыла и вела слушания заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова Журова Светлана Сергеевна Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
.

Председатель Комитета по образованию и науке Григорий Балыхин Балыхин Григорий Артёмович Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
напомнил, что модернизация педагогического образования является одной из ближайших задач, обозначенных в утвержденной Президентом концепции «Наша новая школа». В частности, предполагается преобразовать педагогические вузы в крупные базовые центры подготовки учителей или в факультеты классических университетов; ввести новые формы организации повышения квалификации; использовать потенциал школ, успешно реализующих инновационные программы, для организации практики студентов профильных вузов и стажировок уже работающих педагогов; привлекать в школы учителей, не имеющих базового педагогического образования, и организовать для них психолого-педагогическую подготовку.

Председатель Комитета отметил, что модернизация педагогического образования уже идет: обучение по специальностям педагогического профиля открыто в значительном числе классических университетов, более 15 процентов педагогических университетов сменили статус, убрав из названия слово «педагогический».

«Широко обсуждается возможность создания в системе педагогического образования интернатуры — годичной педагогической практики молодого специалиста под руководством опытных педагогов-наставников», — сказал Г.Балыхин.

По словам Г.Балыхина, отсутствие дефицита педагогических работников пока во многом связано со значительным количеством работающих пенсионеров, а «в среднесрочной перспективе ожидается увеличение потребности в педагогических кадрах». По данным Росстата, с 2003 по 2008 год число учителей пенсионного возраста возросло с 10 до 17 процентов. Почти половина учителей имеет стаж свыше 20 лет, а число молодых специалистов со стажем до пяти лет — всего 10 процентов. В 2009 году общий прием на педагогические специальности уменьшился на 32 процента, в том числе за счет средств бюджета — на 28 процентов. Прием на бюджетные места по таким специальностям, как химия, математика, физика, уменьшился за пять лет почти вдвое.

Директор департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Игорь Реморенко, в свою очередь, констатировал, что только треть выпускников, получивших педагогические специальности, идут работать в школу.

Заместитель Председателя Ассоциации педагогических вузов, ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского Владимир Афанасьев высказался против объединения педагогических вузов с классическими университетами.

Председатель Сахалинской областной Думы Владимир Ефремов ключевой проблемой назвал недостаточно высокий статус педагогов, что не соответствует важности решаемых педагогом задач. «Положительный результат преобразования не будет достигнут без коренного изменения отношения к педагогу со стороны общества и государства», — сказал он.

Председатель комитета по социальным вопросам Псковской городской Думы, директор Центра образования «Псковский педагогический комплекс» Любовь Николаева предложила закрепить статус педагога в интегрированном законе об образовании, проект которого готовит Правительство; законодательно зафиксировать минимальный уровень зарплаты молодого специалиста; определить льготные ставки кредитов на приобретение жилья для молодых педагогов в городах и сельской местности. Кроме того, по ее словам, необходимо разработать нормативно-правовую базу подготовки резерва управленческих кадров системы образования.

Первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия Юрий Шпигальских высказался против передачи на уровень субъектов Федерации полномочий по финансированию гарантий педагогам на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа. «Как только это полномочие перейдет на уровень субъектов, льгота исчезнет сразу, так как большинство субъектов Федерации дотационные. Льгота должна быть оставлена на условиях софинансирования», — сказал он.

Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
отметил, что планируемый перевод образовательных учреждений из бюджетных в автономные «нанесет вред российской системе образования, поскольку еще больше вытолкнет ее в рынок и людям придется все больше думать о зарабатывании денег и все меньше о реальном образовательном процессе». Депутат считает, что система педагогического образования в России «в основе своей должна быть сохранена». О.Смолин высказался за введение специальной системы отбора для учебы в педагогических вузах и против перехода к четырехлетнему бакалавриату. «Нужен либо пятилетний бакалавриат, либо допуск в школу, особенно в старшие классы, выпускников со степенью магистра», — сказал он.

Председатель Комитета по социальной политике Законодательного Собрания Челябинской области Александр Журавлев акцентировал внимание участников дискуссии на проблеме подготовки и привлечения кадров для школьных библиотек.

Депутат Валерий Селезнев Селезнев Валерий Сергеевич Селезнев
Валерий Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
затронул проблему подготовки специалистов для инклюзивного образования и специального образования детей с ограниченными возможностями.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ