Госдума рассмотрит законопроект о дополнительных гарантиях сохранения объектов культурного наследия, находящихся в гражданском обороте

17 марта Государственная Дума рассмотрит в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия).

Авторы проекта — депутаты Владимир Головнев Головнёв Владимир Александрович Головнёв
Владимир Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Елена Драпеко Драпеко Елена Григорьевна Драпеко
Елена Григорьевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 214 (Северо-Восточный – город Санкт-Петербург)
, Светлана Журова Журова Светлана Сергеевна Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
, Григорий Ивлиев Ивлиев Григорий Петрович Ивлиев
Григорий Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Иосиф Кобзон Кобзон Иосиф Давыдович Кобзон
Иосиф Давыдович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Павел Крашенинников Крашенинников Павел Владимирович Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Вячеслав Кущев Кущев Вячеслав Митрофанович Кущев
Вячеслав Митрофанович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Дмитрий Новиков Новиков Дмитрий Георгиевич Новиков
Дмитрий Георгиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
, Валерий Панов Панов Валерий Викторович Панов
Валерий Викторович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Виктор Плескачевский Плескачевский Виктор Семенович Плескачевский
Виктор Семенович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Владимир Плигин Плигин Владимир Николаевич Плигин
Владимир Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Сергей Попов Попов Сергей Александрович Попов
Сергей Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Зоя Степанова Степанова Зоя Михайловна Степанова
Зоя Михайловна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Александр Тягунов Тягунов Александр Александрович Тягунов
Александр Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Евгений Федоров Федоров Евгений Алексеевич Федоров
Евгений Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
 
— считают, что подготовленные ими изменения позволят создать более эффективный механизм сохранения культурного наследия.

Проект, помимо изменений в закон об объектах культурного наследия, предусматривает внесение изменений в Гражданский, Градостроительный, Уголовный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «Об исполнительном производстве», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «Об Общественной палате Российской Федерации».

В частности, законопроект содержит норму, обязывающую собственника заключать договор о выполнении обременений при осуществлении любых сделок по распоряжению объектами культурного наследия. Это касается случаев передачи прав владения и пользования объектом, аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования. Законопроект предусматривает возмещение убытков и выплату неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требований в отношении объекта культурного наследия.

Установлен порядок применения санкций в отношении собственника или пользователя, в том числе, порядок прекращения права собственности на объект культурного наследия не только в случае ненадлежащего содержания памятника, но также в случае несоблюдения собственником установленных в отношении данного объекта ограничений (обременений) прав или совершении действий, угрожающих сохранности объекта. Проект содержит требования к собственникам по страхованию за свой счет риска случайной гибели или повреждения памятника.

Предусмотрены меры поощрения добросовестных собственников, в том числе освобождение от налогообложения научно-исследовательских, изыскательских, проектных, ремонтных, реставрационных, противоаварийных и иных работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия, работ по поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, и работ, направленных на обеспечение доступа к объекту культурного наследия.

Определен порядок доступа граждан к объектам культурного наследия. Условия доступа должен определять орган охраны объектов культурного наследия с учетом предложений собственника или пользователя объекта. В зависимости от вида, значения, историко-культурной ценности объекта предложено установить публичный, ограниченный или специальный доступ к памятникам.

«Нам важно создать условия, когда есть заинтересованность в сохранении памятников, а не только жажда выгоды от получения в собственность исторического объекта», — сказал один из авторов законопроекта председатель Комитета по культуре Григорий Ивлиев Ивлиев Григорий Петрович Ивлиев
Григорий Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Для этого, считает депутат, объект культурного наследия должен быть защищен во всех сделках, совершаемых с ним. «Необходимо связать учет памятников истории и культуры с учетом всех сделок с недвижимостью, осуществляемых в стране. Тогда любой переход права собственности, любая гражданско-правовая сделка будет всегда включать в себя обременение по сохранению объекта культурного наследия. Без наличия такой нормы сохранить памятники будет невозможно», — отметил он.

«Объект культурного наследия может находиться в собственности у государства, у муниципалитета, у частного лица, но принадлежит он всему обществу. И собственник обязан сохранять это достояние», — подчеркнул Г.Ивлиев.

По данным Министерства культуры, в России под государственной охраной состоят более 88 тысяч объектов культурного наследия. Объем средств, необходимых для приведения объектов культурного наследия в надлежащее состояние, оценивается в среднем в 350 млрд. рублей в год. Вместе с тем, из федерального бюджета на указанные цели ежегодно выделяется только порядка 3,5 млрд. рублей.

По мнению авторов проекта, изложенному в пояснительной записке, принятие предложенных ими поправок позволит стимулировать приватизацию, передачу по концессионным соглашениям, сдачу в аренду объектов культурного. Затраты на реставрацию и содержание памятников будут нести их собственники и пользователи. Это позволит обеспечит не только экономию средств бюджетов всех уровней на содержание и сохранение памятников истории и культуры, но и привести в надлежащее состояние национальное достояние России.

Комитет по культуре — ответственный за подготовку законопроекта к рассмотрению Госдумой, рекомендовал депутатам принять проект в первом чтении.

Комитет по собственности — соисполнитель законопроекта — рекомендовал при подготовке документа ко второму чтению уточнить норму об определении земельного участка объекта культурного наследия. Замечания к проекту высказали также Комитет по строительству и земельным отношениям, Комитет по бюджету и налогам, Комитет по делам национальностей.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ