С парламентских слушаний о законодательном регулировании деятельности школ разных форм собственности, состоявшихся в Госдуме 8 февраля 2010 года

8 февраля Комитет по образованию провел парламентские слушания на тему: «О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности».

Открыл и вел слушания председатель Комитета Григорий Балыхин Балыхин Григорий Артёмович Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Участники слушаний — депутаты Госдумы, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов законодательной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, руководители негосударственных образовательных учреждений — обсудили вопросы законодательного закрепления равных прав государственной и частной школы и расширения самостоятельности общеобразовательных школ.

Заместитель председателя Комитета Гаджимет Сафаралиев Сафаралиев Гаджимет Керимович Сафаралиев
Гаджимет Керимович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
пояснил, что решение этих двух задач не самоцель, а составная часть модернизации образования, направленной на повышение его качества и доступности за счет расширения возможностей образовательных учреждений. Предложенные Правительством поправки в законодательство, предусматривающие изменение порядка финансирования большинства бюджетных учреждений культуры, здравоохранения и образования, а именно их перевод со смет на бюджетные субсидии, которые будут выдаваться на выполнение государственного и муниципального задания, позволят и негосударственным школам получать задание, а следовательно и субсидии из бюджета.

«Переход от сметного финансирования к субсидиям в рамках выполнения госзадания должен окончательно завершить этот процесс. При этом будет в полной степени реализовываться принцип: деньги следуют за учеником. Такой подход позволит негосударственным общеобразовательным учреждениям реально претендовать на государственное финансирование при реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», — сказал Г.Сафаралиев. Он сообщил, что в России порядка 700 негосударственных общих образовательных учреждений. В них обучаются около 70 тысяч человек.

«Стабильная работа этих учреждений в течение 18 лет показала их востребованность в обществе, — продолжил заместитель председателя Комитета. — Это связано не только с желанием обеспеченных родителей предоставить своим детям более качественное образование и более комфортные условия. В не меньшей степени это связано с возможностями, которые могут быть предоставлены в частной школе для работы с детьми, требующими особого подхода и внимания. Это дети с серьезными логопедическими проблемами, особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, которые в небольших классах негосударственных школ чувствуют себя более комфортно и уверенно».

Г.Сафаралиев указал на необходимость срочного утверждения научно-обоснованных нормативов государственного финансирования обучающегося, которые отражали бы затраты в зависимости от уровня образования, требующегося оборудования, эксплуатационных затрат.

Депутат Валерий Селезнев Селезнев Валерий Сергеевич Селезнев
Валерий Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
акцентировал внимание участников слушаний на проблеме обеспечения прав инвалидов на образование в школах различных форм собственности. Напомнив, что в России 1,5 млн. детей-инвалидов, он сказал: «Осуществление простой интеграции в обычные школы без осуществления системных изменений, затрагивающих организационную структуру, учебную программу и стратегию обучения, не приведет к полной реализации права инвалидов на образование. Такая «интеграция» может привести к тому, что инвалиды окажутся еще в большей изоляции. Необходимо верно выстроить взаимосвязь между специальным и инклюзивным образованием в самом начале учебного процесса. Глухим учащимся надо овладеть жестовым языком, а слепым — изучить азбуку Брайля. Даже в школе с инклюзивным образованием процесс получения таких знаний должен вестись раздельно». Депутат предложил разработать концепцию сочетания дифференцированного и совместного обучения применительно ко всем уровням и видам образования.

Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
, критически отозвавшись о правительственном законопроекте, предусматривающем изменение статуса бюджетных учреждений, который, по его словам, негативно скажется и на государственных и на негосударственных образовательных учреждениях, предложил вернуть в законодательство налоговые льготы и льготы по аренде для негосударственного сектора образования и законодательно закрепить равенство государственного и негосударственного секторов образования.

Председатель совета директоров негосударственных образовательных учреждений Москвы, директор негосударственного образовательного учреждения «Школа «Карьера» Карина Чернякова сообщила, что на оплату аренды московские негосударственные школы тратят до сорока процентов своего бюджета, и предложила установить единые нормативы финансирования образования субъектов Федерации для государственных и негосударственных школ. К.Чернякова предложила также установить одинаковые условия для профессиональной переподготовки педагогов государственных и негосударственных школ.

Директор негосударственного образовательного учреждения «гимназия «Альма матер» (Санкт-Петербург) Татьяна Щур затронула тему налоговых льгот для негосударственных школ. Она напомнила, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать льготы по региональным и местным налогам и сборам, включая налог на имущество организаций и земельный налог. «Но на практике политика по предоставлению льгот существенно варьируется в зависимости от приоритетов региональных и местных властей». Т.Щур предложила дополнить Налоговый кодекс положением, в соответствии с которым образовательные организации будут освобождены от уплаты налога на имущество, используемое для осуществления образовательной деятельности, и от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, неразрывно связанных с объектами недвижимого имущества, используемого в образовательной и научной деятельности, а также разработать правовые критерии предоставления налоговых льгот.

Председатель совета Всероссийской общественной организации «Сообщество многодетных и приемных семей России «Много деток — хорошо» Татьяна Боровикова высказала озабоченность в связи с ростом коммерциализации образования и поборов в школах. Система субсидий, которую предусматривает предложенный правительством законопроект, по ее словам, не будет способствовать социальной справедливости. Т.Боровикова также затронула проблему доступности дополнительного образования для детей.

В ходе слушаний было предложено законодательно уточнить права аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений по реализации основных образовательных программ общего образования за счет бюджетных средств, а также снизить финансовую нагрузку на образовательные учреждения при проведении лицензирования и аккредитации.

Органам законодательной власти субъектов Федерации рекомендовано предусмотреть бюджетное финансирование аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ