В Государственной Думе обсудили реформу железнодорожного транспорта

26 января 2010 года Комитет по транспорту провел «круглый стол» на тему «Реформа железнодорожного транспорта в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы». В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители Министерства транспорта и ОАО «Российские железные дороги».

Открывая «круглый стол», председатель Комитета Сергей Шишкарев Шишкарев Сергей Николаевич Шишкарев
Сергей Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что «тема реформирования железнодорожного транспорта обширна, проходит третий этап реформы, коррективы в который вносит кризис. Поэтому есть вопросы, требующие, в том числе, и законодательного решения».

Заместитель председателя Государственной Думы Валерий Язев Язев Валерий Афонасьевич Язев
Валерий Афонасьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
выступая на «круглом столе», назвал железные дороги «ключевой отраслью российского транспорта» и подчеркнул, что после завершения третьего этапа реформы «развитие отрасли должно продолжаться в тесном взаимодействии с другими видами транспорта».

Министр транспорта Игорь Левитин, участвуя в работе «круглого стола», напомнил, что «железные дороги имеют громадное значение для всей России и рассматривать их развитие необходимо с позиций стратегического значения отрасли, в том числе с учетом создания Таможенного союза».

С основными докладами выступили заместитель министра транспорта Андрей Недосеков и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. В выступлениях отмечалось, что железные дороги являются системообразующим элементом транспортного комплекса страны, обеспечивая порядка 80% грузооборота, обслуживая 77 регионов России, более 70 тысяч предприятий различных отраслей промышленности и обеспечивая более 50% экспортно-импортных грузоперевозок. Помимо роли национального транспортного интегратора железнодорожный транспорт обеспечивает занятость более чем 1,5 млн. человек и играет огромную социальную роль, а также традиционно является важным элементом обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности России.

Реформирование железнодорожной отрасли осуществляется в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте. К настоящему времени реализованы два этапа реформы и в завершающей стадии находится ее третий заключительный этап, при этом обеспечивается достижение основных целей реформирования: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, безопасности и качества оказываемых услуг, формирование единой эффективной транспортной системы страны, снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте.

В период реформ обеспечено удовлетворение спроса на услуги железнодорожного транспорта. Объем грузооборота в период 2003–2008 гг. увеличен на 26,6%. Доля железнодорожного транспорта в совокупном грузообороте (с учетом трубопроводного транспорта) увеличена на 3,7 п. п. или 9,5%, транзит по территории России возрос на 75%. Улучшаются качественные показатели подвижного состава и инфраструктуры – увеличена производительность вагона и локомотива, повышены средняя скорость грузовой отправки и производительность труда в отрасли. За время реформы производительность труда на железнодорожном транспорте выросла на 49%.

В результате проведенных реформ созданы определенные условия для привлечения частных инвестиций в развитие железнодорожного транспорта. Инвестиции за счет всех источников увеличены со 140 млрд. руб. в 2003 до 480 млрд. в 2008 году.

Важнейшим результатом реформы было названо снижение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок в дальнем следовании за счет общего финансового результата и выделение из состава ОАО «РЖД» деятельности по осуществлению пассажирских перевозок в дальнем следовании.

В целях развития конкуренции на железнодорожном транспорте было обеспечено выделение в дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» предприятий в различных сферах деятельности. Всего с начала реформы по настоящее время создано 67 дочерних обществ, в том числе в сферах оперирования грузовыми вагонами, пригородных пассажирских перевозок, ремонта подвижного состава, промышленного производства, проектно-изыскательских работ, логистики, научной деятельности.

Несмотря на позитивные результаты реформы, в ходе обсуждения отмечалось, что в отрасли сохраняется ряд проблем, связанных с многолетним недоинвестированием железных дорог. Сдерживание роста железнодорожных тарифов существенно снизило возможности отрасли по обновлению основных фондов, а также вдвое увеличило сроки окупаемости инфраструктурных проектов (до 20 – 30 лет).

По оценкам экспертов за период реформы недостаток финансирования железнодорожного транспорта на проведение капитальных ремонтов и реализацию инвестиционных программ составил около 2,5 трлн. рублей (в ценах 2008 года).

Участники «круглого стола» в ходе обсуждения отмечали, что Минтранс России не в полной мере осуществляет необходимое государственное управление структурной реформой железнодорожного транспорта. Особенно это заметно в сфере нормотворчества. Основные отраслевые федеральные законы: «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», принятые в 2003 году, нуждаются в корректировке с учетом произошедших организационных и технологических изменений в отрасли. До настоящего времени не подготовлены согласованные всеми участниками рынка изменения в действующие законы, что сдерживает разработку и принятие подзаконных нормативных актов, развивающих положения этих законов для практического применения. Кроме того, нормативная база не обеспечивает привлечение инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта, имеются необоснованные законодательные запреты на распоряжение имущественными объектами ОАО «РЖД», необходимо совершенствование механизма привлечения средств Инвестиционного фонда, правовых механизмов государственно-частного партнерства.

Участники обсуждения уверены, что необходимо повысить нормативный уровень обеспечения вопросов безопасности и развития железнодорожного транспорта, согласованности с международным железнодорожным законодательством, упрощения процесса пересечения границ и таможенного контроля грузов.

По итогам обсуждения реформирования отрасли будут подготовлены конкретные рекомендации Правительству Российской Федерации.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ