17 декабря 2009 года Комитет по энергетике провел «круглый стол» на тему: «Политика ценообразования на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации», в работе которого приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных органов исполнительной власти (ФАС, Минэнерго, Минэкономразвития), нефтяных компаний, независимых малых и средних нефтегазодобывающих компаний, независимых нефтепереработчиков, отраслевых научных институтов, консультационных компаний и ценовых агентств, а также бирж нефтегазового комплекса.
Открыл и вел заседание «круглого стола» первый заместитель председателя Комитета Леонид Симановский
Симановский
Леонид Яковлевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
С докладами выступили начальник управления контроля ТЭК Елена Котелкина, директор Департамента экономического регулирования и имущественных отношений в ТЭК Министерства энергетики РФ Юрий Волкодав, Генеральный директор ООО «Издательский дом „ИнфоТЭК“ Наталья Шуляр.
Участники «круглого стола» отмечали, что ценообразование на нефть и нефтепродукты на российском рынке имеет ряд особенностей.
Отсутствует четкая государственная политика ценообразования на нефть и нефтепродукты как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Средние цены на АЗС на высокооктановый бензин в первой половине 2009 года снижались под действием штрафов и мер, принимаемых Федеральной антимонопольной службой России, в пределах 1,2 – 1,5 рублей за литр, а затем вновь пошли вверх вслед за мировой ценой. Стоимость топлива на заправках растет гораздо быстрее, чем снижается. Задержки в снижении розничных на моторное топливо могут достигать полутора-двух месяцев, что нехарактерно для «зрелых» рынков моторного топлива.
Торговая наценка на стадии розничной реализации нефтепродуктов в РФ в начале 2009 года превышала 100%, что практически на порядок превосходило сложившийся уровень доходности в США и странах Европейского Союза. Цены на АЗС в РФ выше, чем в США, но ниже европейских.
Рост цен на нефтепродукты привел к повышению затрат и, как следствие, к росту цен во всех секторах экономики, связанных с потреблением топлива, что вызвало справедливое недовольство профсоюзов и ассоциаций автоперевозчиков, автолюбителей и авиаперевозчиков, а также значительной части населения в регионах РФ.
Основные причины сложившейся ситуации две: внешняя и внутренняя.
Внешняя причина – глубокая зависимость российского рынка от мировой цены на нефть. В этой связи вызывает обеспокоенность недооценка проблемы прогнозирования мировых цен на товары традиционного российского экспорта, прежде всего нефтегазового сектора. Точка зрения Минфина и Минэкономразвития России о невозможности надежного прогнозирования цен на нефть представляется спорной. Российская Федерация, обеспечивая 12% мировой торговли нефтью и занимая 30% нефтяного рынка Европы, не участвует в процессе ценообразования на этот стратегически важный вид сырья.
Внутренняя причина – олигопольная структура российского рынка и высокий уровень налогообложения. Российский рынок нефтепродуктов характеризуется сравнительно высокой степенью монополизации, которая снижает «прозрачность» ценообразования и препятствует созданию объективных ценовых индикаторов и эталонов. Доля налогов в литре бензина составляет порядка 50–60%, а с учетом предлагаемого роста акцизов она еще более увеличится.
Отмечалось, что на российской рынке нефтепродуктов наметились позитивные изменения. В частности, в настоящее время Правительством РФ принят и реализуется ряд мер по развитию конкуренции на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов, развивается биржевая торговля нефтепродуктами. Однако вследствие незначительности объемов нефтепродуктов, реализуемых через биржевые площадки, цены на них близки к ценам вертикально-интегрированных нефтяных компаний, что, безусловно, сказывается на количестве покупателей.
Участники «круглого стола» рекомендовали Правительству РФ ускорить разработку прозрачной системы ценообразования на нефть и нефтепродукты в РФ.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ