О законодательном обеспечении развития автомобильной промышленности шла речь на парламентских слушаниях в Государственной Думе 15 декабря 2009 года

15 декабря 2009 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «О законодательном обеспечении развития автомобильной промышленности». Инициатор проведения слушаний Комитет Государственной Думы по промышленности. В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, представители профильных министерств и ведомств, руководители ведущих предприятий, научных и общественных организаций отрасли.

«Россия не может быть страной, которая не имеет своей автомобильной промышленности. Россия должна остаться конкурентной автомобильной державой. Отрасли необходим модернизационный прорыв», – об этом заявил первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов Морозов Олег Викторович Морозов
Олег Викторович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 28 (Нижнекамский – Республика Татарстан (Татарстан))
, открывая парламентские слушания. По мнению О.Морозова, отрасль играет ключевую роль в российской экономике. «Мы понимаем еще и социальную сторону вопроса, поскольку автопром – это 200 крупных, средних и малых предприятий, это около 450 тысяч непосредственно занятых на этих предприятиях, а со смежниками порядка 4 – 5 миллионов человек», – отметил депутат.

Депутат Государственной Думы, председатель Экспертного совета по вопросам автомобильной промышленности при Комитете по промышленности Александр Хинштейн Хинштейн Александр Евсеевич Хинштейн
Александр Евсеевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 158 (Самарский - Самарская область)
считает, что для решения существующих в российском автопроме проблем, правительству необходимо, в частности, разработать и утвердить стратегию развития автомобильной промышленности России и план действий по ее реализации. Кроме того, считает депутат, необходимо принятие нормативных правовых актов, направленных на регулирование автомобильного рынка, установление повышенных требований к уровню локализации производства в России базовых узлов и агрегатов, выпускаемых в режиме «промышленной сборки», поддержку экспорта отечественной автомобильной промышленности. Также необходимо продолжить работу по законодательному обеспечению финансовой поддержки предприятий автопрома, повышению безопасности дорожного движения, снижению негативного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду, в том числе за счет применения природного газа в качестве моторного топлива.

Отдельно А.Хинштейн коснулся вопроса стимулирования утилизации подержанных автомобилей. «Сегодня Минпромторгом подготовлены документы о выплатах владельцам транспортных средств за утилизацию автомобилей с момента выпуска, которых прошло более 10 лет. Это важная мера окажет поддержку, как производителям, так и потребителям. Для нас этот вопрос актуален еще и потому, что свыше половины автомобилей в России превышает 10-летний срок эксплуатации. Наш Экспертный совет предложил еще одну меру – прямые субсидии при покупке автомобиля работниками бюджетной сферы и военнослужащими», – сообщил депутат.

По его словам, объемы продаж автомобилей в России упали в этом году в три раза, также упали и объемы производства автомашин. Серьезной проблемой по мнению А.Хинштейна остается активное развитие автомобильного производства в режиме «промышленной сборки». «Это иностранные технологии, которые не стимулируют развитие отечественной автокомпонентной базы. Нам еще только предстоит начать работу над созданием конкурентных автокомпонентов, а также над организацией заслона контрафактных и фальсифицированных запчастей, которые сегодня стали настоящим бичом отрасли. Считаем целесообразным проведение ревизии всех соглашений по промсборке, подписанных между Минэкономразвития и зарубежными производителями», – заявил А.Хинштейн.

Статс-секрерать – заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов представил участникам слушаний основные параметры программы развития автомобильной промышленности до 2020 года. Целевые макроэкономические параметры программы обозначили долю индустрии в ВВП на уровне 2,38%, количество занятых непосредственно в автомобильной промышленности без учета вспомогательных производств и сферы обслуживания не менее 400 тыс. человек. Парк легковых автомобилей должен увеличиться до 52 миллионов, а насыщение парка на 1000 человек населения к 2020 году достигнуть уровня 363 автомобилей, при условии достижения параметров выбытия старых автомобилей на уровне 6% в год. Минпромторг оценивает суммарную потребность российского автопрома в инвестициях до 2020 года в 25 миллиардов евро. При этом инвестиции в развитие производства и НИОКР, по оценке ведомства, должны составить до 18 миллиардов евро.

По словам замминистра для этого прежде всего необходимо преодолеть основные проблемы автопрома: «слабый продуктовый набор и недостаточные инвестиции в развитие: российские компании инвестируют 4 – 5 раз меньше своих иностранных конкурентов; слабое развитие компонентной отрасли».

С.Наумов предложил включить в рекомендации слушаний меры, которые необходимо принять: «меры по ужесточению сертификации, меры по регламентации перевозок грузов и пассажиров, а также возможное ограничение по срокам эксплуатации транспортных средств, при условии создания программы обновления парка с участием российских производителей и др.».

Председатель Комитета по транспорту Сергей Шишкарев Шишкарев Сергей Николаевич Шишкарев
Сергей Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
считает необходимым активнее развивать и внедрять в отрасли наши отечественные инновации и вообще развивать именно отечественный автопром, а не сборочные производства. Кроме того, по его мнению, необходимо развивать экспорт. «Наш автомобиль сегодня конкурентоспособен по своей цене», – считает депутат.

В ходе слушаний предлагалось ускорить разработку законопроектов, регламентирующих утилизацию автомобильной техники и обращение с отходами, усовершенствовать дифференциацию платежей транспортного налога в зависимости от экологических характеристик и срока службы автомобильной техники, а также внести необходимые поправки в Налоговый кодекс в части финансовой поддержки автопрома.

По итогам слушаний будут приняты конкретные рекомендации Правительству и парламенту.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ