8 декабря 2009 года Комитет по делам молодежи провел «круглый стол» на тему: «Нормативно-правовые аспекты развития сети региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью», в работе которого приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, молодежных общественных объединений, научной общественности.
С вступительным словом к участникам «круглого стола» обратилась заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова
Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
.
Открыл и вел заседание заместитель председателя Комитета Павел Зырянов
Зырянов
Павел Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
Перед участниками «круглого стола» выступили также председатель Комитета Павел Тараканов
Тараканов
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи Денис Кравченко и директор департамента молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики Борис Гусев.
Участники «круглого стола» отметили, что в современных условиях государственная молодежная политика должна быть ориентирована на воспитание самостоятельной, идейной, ответственной молодежи, на подготовку молодых граждан к активному участию в социально-экономической и общественно политической жизни общества. По их мнению, то, что 2009 год объявлен в России Годом молодежи, подтверждает важность и серьезность намерений государства выстраивать эффективную молодежную политику в стране. Российская молодежь сегодня – это 38 млн граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 27% от общего числа населения.
Отмечалось, что инфраструктуру молодежной политики сегодня во многом необходимо воссоздать, так как ее элементы, существовавшие до 1991 года, не соответствуют современным требованиям, а имущественная инфраструктура молодежной сферы в 90-е годы была приватизирована или использована для других целей. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года отмечена необходимость формирования федеральных государственных учреждений по приоритетным направлениям. Речь идет о федеральных молодежных центрах (лагерях), которые круглогодично будут проводить подготовку и переподготовку молодежных лидеров и актива, о центрах по работе с талантливой молодежью, о центрах занятости молодежи. В настоящее время с молодежью работают около 300 региональных государственных учреждений, подведомственных органам по делам молодежи, и около 4000 муниципальных учреждений.
Основной элемент инфраструктуры – это сеть государственных и муниципальных учреждений в каждом субъекте Федерации, которую должны составлять дома молодежи, многофункциональные молодежные центры, подростковые молодежные клубы различной направленности, расположенные удобно для молодежи географически (по возможности, в шаговой доступности). Они должны соответствовать следующим нормативам: площадь не менее 25 квадратных метров, 2 штатные единицы для работы с молодежью на каждые 1000 человек.
Выступавшие обращали внимание и на существующие проблемы: не хватает мест для работы с молодежью в муниципальных и региональных учреждениях, особенно в сельской местности, сохраняется дефицит педагогических и управленческих кадров для работы с молодежью, недостаточно эффективно взаимодействуют органы государственной власти со СМИ в организации пропаганды молодежной политики.
Участники «круглого стола» рекомендовали Правительству РФ для создания благоприятных условий для проявления и развития потенциала молодых людей ускорить принятие федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011–2015 годы и предусмотреть в ней финансовые средства на строительство и реконструкцию Центров по работе с молодежью в 2740 районах РФ. Рекомендовано также разработать и внести в Госдуму законопроекты «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной поддержке молодежных и детских общественных объедирнений“ и в Налоговый кодекс РФ» и «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ».
Эти законопроекты должны обеспечить безвозмездное или льготное предоставление в пользование молодежным и общественным объединениям, включенным в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, зданий, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества государственных предприятий, учреждений и организаций, в свободное от выполнения ими профильных задач время. Законопроекты должны также установить обязанность предусматривать при проектировании и строительстве населенных пунктов и жилых домов их обеспечение инфраструктурой для молодежи в соответствии с нормативами, утверждаемыми Правительством РФ.