Уважаемые участники круглого стола!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить задачи совершенствования подготовки кадров в морских учебных заведениях.
Петр Великий вывел Россию в число ведущих европейских держав – во многом через ускоренное создание отечественного флота. В течение последующих трех столетий флот эффективно обеспечивал и торговые, и оборонные интересы России. Российское присутствие на море стало прочным.
Несмотря на то, что сегодня появились и активно развиваются новые средства коммуникации, новые возможности для международных экономических контактов, выражение «морская держава» не утратило свой смысл. Более того, для нашей страны флот остается важнейшим фактором суверенитета и конкурентоспособности.
Задача модернизации Вооруженных Сил России в полной мере касается и Военно-Морского флота во всех его составляющих: подводных, надводных сил, морской авиации, морской пехоты, войск береговой обороны. Государственная поддержка армии и флота из года в год увеличивается, но важно обеспечить, чтобы бОльшая доля средств направлялась именно на техническое переоснащение. Для флота это означает ввод новых кораблей, подводных лодок, новых образцов вооружения и техники.
В минувшую среду в Государственной Думе состоялся очень содержательный правительственный час с участием заместителя Председателя Правительства – Министра обороны России Сергея Иванова
Иванов
Сергей Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
. Есть понимание, что задачи, стоящие перед российскими Вооруженными Силами и, в том числе, перед ВМФ, решаются последовательно и достаточно эффективно. Доля оборонного бюджета составляет 2,6 – 2,8 % от ВВП. Растет доля оборонного бюджета, направляемая на модернизацию Вооруженных Сил – сейчас она составляет 44 %, а в соответствии с Государственной программой вооружений к 2010 году возрастет до 50 %.
Если говорить о Санкт-Петербурге, то для нашего города вопросы развития флота имеют первостепенное значение. Санкт-Петербург сыграл ключевую роль в становлении России как морской державы, он и впредь должен быть морской столицей нашей страны. «Санкт-Петербург – морская столица России» – именно так называется проект нашей партии, принятый на съезде в декабре прошлого года.
В чем может заключаться статус морской столицы? Во многом:
— в ускоренном развитии портовых мощностей, в частности через реализацию программы развития Большого порта Санкт-Петербурга. Только что, на совещании в «Морской регистре», мы обсудили законопроект о морских портах, подписали соглашение о взаимодействии между партией «Единая Россия» и Ассоциацией морских торговых портов;
— в особой поддержке судостроения – считаю, что эта отрасль должна получить поддержку в бюджете трехлетки. Сегодня мы практически не можем строить суда с водоизмещением более 50 тысяч тонн и вынуждены размещать заказы в других странах;
— в концентрации грузопотоков;
— в содействии программе подготовки кадров для флота, судостроения и всего транспортного комплекса Северо-Западного региона;
— в реализации проекта «Морской фасад Санкт-Петербурга»;
— в укреплении военно-морской составляющей.
Будет символичным и исторически справедливым, если морские парады с участием министра обороны будут проходить именно в Санкт-Петербурге, и здесь же разместятся органы управления морским транспортом – такой вопрос сегодня обсуждается.
Сейчас в Правительстве готовится первый трехлетний бюджет, и я считаю, что в нем должны быть обязательно предусмотрены достаточные средства на поддержку комплексного развития Санкт-Петербурга. Считаю, что возможности Санкт-Петербурга как морского города и порта сегодня используются недостаточно. И в нашем проекте ставится задача комплексного развития портово-промышленного потенциала Финского залива. Для портовой инфраструктуры в Санкт-Петербурге нужны масштабные инвестиции, нужны проработанные проекты, предусматривающие внедрение самых современных технологий. Поставленная Президентом задача формирования инновационной экономики здесь может получить одну из своих практических реализаций. Такие проекты сегодня есть, и «Единая Россия» будет оказывать им поддержку.
Кроме того, необходимо совершенствование законодательства, например, в части создания особых экономических зон портового типа. Такой законопроект готовится в Правительстве. Полагаю, что идея создания особых экономических зон получит поддержку парламентского большинства.
Правительство затягивает внесение другого важнейшего законопроекта – о морских портах. Документ вроде бы готов, но продолжаются бесконечные согласования. Если в ближайшее время он не поступит в Государственную Думу, то наша фракция внесет свой вариант законопроекта. Ждать больше мы не намерены – отсутствие качественной нормативной базы негативно сказывается на состоянии и перспективах российского портового хозяйства.
России нужен, безусловно, и собственный коммерческий флот. К сожалению, сегодня вопрос стоит так: требуется не увеличить, а именно возродить торговый флот. Из 211 судов, построенных за 13 постсоветских лет для российских судовладельцев, более 90 % имеют иностранный, так называемый, «удобный» флаг. С 1995 по 2004 год морской торговый флот под российским флагом сократился с девяти с половиной миллионов тонн дедвейта (грузоподъемности) до двух с половиной миллионов тонн. В два с половиной раза уменьшились и валютные поступления от работы морского флота, соответственно снижались налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, а также количество рабочих мест.
Возрождение торгового флота – задача не менее важная, чем укрепление военно-морских сил: сейчас Россия ни с кем не воюет, но ведет активную торговлю, в том числе используя морские трассы. Масштабы этой торговли будут только расширяться. Мы имеем все основания и возможности для того, чтобы наши торговые корабли поднимали российский флаг, а не регистрировались в Либерии, на Мальте или Кипре.
Для решения проблемы первый шаг сделан – парламентское большинство в Государственной Думе обеспечило принятие закона в связи с созданием Российского международного реестра судов. Дело за реализацией, за качественными подзаконными актами, и мы будем контролировать правоприменительную практику, следить за тем, чтобы закон работал эффективно.
Россия должна и может строить больше и военных, и гражданских судов. Для этого нужно оказывать содействие судостроительной промышленности. Сейчас обсуждается вопрос о создании четырех холдингов – думаю, что такое укрупнение будет оправдано и позволит более планомерно и эффективно работать отрасли в целом. В части законодательного сопровождения в приоритеты парламентского большинства на текущую сессию Государственной Думы включен законопроект об установлении кредитных, налоговых и таможенных льгот для отечественных судостроителей. Понимая стратегическую значимость для будущего страны этой отрасли, мы готовы пойти на предоставление ей ощутимых преференций.
Когда решается столь масштабная задача, как возрождение целой отрасли, нужно понимать и заранее оценивать огромный социальный эффект в случае успеха принимаемых мер. Это новые рабочие места, это возможности самореализации, это уверенность в завтрашнем дне тысяч семей. Кстати, в нашей стране всегда были и династии морских офицеров, и трудовые династии судостроителей. Нужно поддерживать эту традицию, укрепляющую связь времен.
Мы обязаны обеспечить все условия, чтобы на наших кораблях выходили в море настоящие профессионалы – грамотные, знающие, умеющие. Воспитанные в лучших традициях российского флота, достойные памяти своих предшественников, которые на протяжении веков умножали морскую славу России.
Задачи развития флота никогда не будут решены, если не считать приоритетом постоянную кадровую работу. Требуется расширять и наращивать материально-технические возможности, тренажерное оснащение, преподавательский потенциал для всей цепочки обучения: от нахимовских училищ до Государственной морской академии.
Здесь также необходимо уделять внимание тем вопросам, которые актуальны для российской системы образования в целом. Нужен анализ потребностей флота в конкретных специальностях и профессиях: штурманах, механиках; рабочих и специалистов среднего звена для судостроения. Нужны эффективные и доступные программы повышения квалификации. Нужны социальные стимулы и надежные гарантии.
И количество обучающихся, и качество образовательных программ должны в полной мере соответствовать задачам российского флота. В этой связи очень востребованы опыт, потенциал, исторические традиции таких славных учебных заведений, как Государственная морская академия.
Я с удовольствием принял приглашение посетить академию, которая носит имя великого флотоводца адмирала Степана Осиповича Макарова. Ваше учебное заведение – одно из самых уважаемых и сильных в сфере подготовки кадров для морского транспорта. В числе выпускников академии немало известных и в Санкт-Петербурге, и во всей России, и за пределами нашей страны, имен – многие проявили себя не только в профильной сфере, но и в других видах деятельности, прямо не связанных с морем. Это лишь подтверждает высокое качество образования, полученного здесь.
Желаю вам дальнейших успехов, и со своей стороны обещаю содействие в решении имеющихся проблем. Убежден, что мы вместе способны решить любые самые сложные задачи, стоящие перед Россией – перед великим государством, морской столицей которого является Санкт-Петербург!