Комитет по строительству и земельным отношениям провел парламентские слушания на тему: "Перспективы и проблемы создания и деятельности саморегулируемых организаций в строительной области. Основные направления совершенствования законодательства"

5 ноября 2009 года Комитет по строительству и земельным отношениям провел парламентские слушания на тему: «Перспективы и проблемы создания и деятельности саморегулируемых организаций в строительной области. Основные направления совершенствования законодательства».

В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Открыл и вел слушания председатель Комитета Мартин Шаккум Шаккум Мартин Люцианович Шаккум
Мартин Люцианович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0120 (Красногорский – Московская область)
.

Со вступительным словом к участникам слушаний обратился Первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов Морозов Олег Викторович Морозов
Олег Викторович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 28 (Нижнекамский – Республика Татарстан (Татарстан))
.

Участники слушаний отметили, что институт саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства был введен Федеральным законом от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Введение института саморегулируемых организаций в данной области является, по их мнению, объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных ухудшающимся качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.

Опыт системы лицензирования в строительной отрасли показал ее неэффективность в части невозможности влияния на обеспечение качества работ и безопасность объектов строительства. Предъявляя соответствующие требования к строительным фирмам, нормы закона о лицензировании не устанавливали четкой ответственности лицензирующего органа за последующие действия такой фирмы, в том числе за вред, причиненный такой фирмой при проведении строительных работ. Это привело к тому, что в настоящее время выдано несколько сот тысяч строительных лицензий, появилось множество «фирм-однодневок».

Кроме того, требовалось введение новой системы, которая, с одной стороны, позволила бы «разбюрократизировать» процедуру выхода компаний на строительный рынок, а, с другой стороны, обеспечила бы качество строительства.

Для решения этого вопроса и был введен институт саморегулируемых организаций в строительной области, что при частичном сохранении государственного регулирования этой отрасли позволит реализовать на практике эффективную модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов, не допустить на строительный рынок недобросовестных участников и будет способствовать обеспечению безопасности строительства.

Как считают участники слушаний, основополагающими целями системы саморегулирования в строительстве являются: во‑первых, усиление ответственности строительных фирм за выполняемые строительные работы путем установления субсидиарной имущественной ответственности саморегулируемых организаций за вред, причиненный членом такой организации вследствие недостатков строительных работ; во‑вторых, повышение качества таких работ посредством принятия саморегулируемыми организациями стандартов и правил саморегулирования.

В связи с этим, по мнению участников слушаний, систему саморегулирования в строительстве необходимо рассматривать не только как альтернативу лицензирования, но и как абсолютно новый этап в развитии строительной отрасли в России.

Законом предусмотрено создание саморегулируемых организаций 3 видов:

— саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

— саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

— саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

По состоянию на 26 октября 2009 года статус саморегулируемой организации получила 91 организация, а документы еще 40 некоммерческих партнерств, претендующих на получение статуса саморегулируемой организации, находятся на рассмотрении в Ростехнадзоре.

До 1 июля 2010 года должны быть созданы Национальные объединения саморегулируемых организаций соответствующих видов.

Таким образом, создаются необходимые условия для перехода с 1 января 2010 года строительной отрасли на саморегулирование.

Вместе с тем, участники слушаний отметили и ряд проблем, которые выявила практика создания и деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере: до сих пор не установлен порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций; не установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов; не утверждены формы свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Участники слушаний подчеркивали также необходимость скорейшего принятия приоритетных технических регламентов, поскольку действующие нормативные технические документы в области строительства многочисленны, содержат противоречивые положения и во многом устарели.

С целью обеспечения эффективных условий для создания и функционирования саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства участники слушаний рекомендовали Государственной Думе обеспечить приоритетное рассмотрение и принятие в период осенней сессии 2009 года ряда федеральных законов о внесении соответствующих поправок в Градостроительный кодекс РФ и о принятии технических регламентов.

Правительству РФ рекомендовано принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации норм Градостроительного кодекса РФ, регулирующих вопросы создания и функционирования саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.